Чеченский нарыв разрастается
Война в Чечне продолжает захватывать все новые регионы российского Северного Кавказа. В последние дни прошла информация о многочисленных инцидентах в Ингушетии; в то же время силы правопорядка в Дагестане ответили масштабной операцией на серию убийств высших офицеров милиции.
Несмотря на сильнейший государственный контроль крупных российских телеканалов из оставшихся независимыми или из критически настроенных по отношению к режиму средств массовой информации - среди них радиостанция "Эхо Москвы" и несколько газет - все еще можно получить доказательства тому, что война в Чечне, несмотря на официальную пропаганду, продолжается. Правда, информация о ежедневных столкновениях, засадах и операциях против повстанцев редко оказывается на их первых полосах; а в службы международных агентств тема попадает главным образом в выходные, когда остальной информационный поток из России сокращается до тонкого ручейка.
Скудная и контролируемая информация
Несколько большее внимание Чечне отводится в России только тогда, когда этого хочет Кремль или если значение события нельзя умалить из-за его масштаба. Что касается последнего, то сюда относятся все более крупные акции мятежников, что же касается первого, то это, например, сообщение министра обороны Иванова, сделанное им незадолго до конца года, согласно которому начиная с 1 января 2005 года в этой кавказской республике больше не будут служить солдаты-срочники. Им на смену придут добровольцы, так называемые контрактники. Посредине между этими двумя категориями находится пожалуй, сообщение о том, что программа выплаты компенсаций за разрушенное или поврежденное жилье окончательно утонула в болоте коррупции и семейственности и поэтому на нее нужны новые деньги.
В отличие от Чечни в обеих соседних республиках, Ингушетии на западе и Дагестане на востоке, нет никаких формальных ограничений для доступа журналистов. Препятствие - это повсеместная опасность стать жертвой похищения или другого преступления. Возможно, поэтому сообщения из этих областей несколько проще просачиваются наружу. Однако картина, которую они рисуют, все больше становится похожей на чеченскую. Как минимум, с июня прошлого года, когда мятежники ночью фактически захватили контроль над Ингушетией и целенаправленно уничтожали представителей сил правопорядка, Ингушетия превратилась еще в одну арену чеченского конфликта.
Ингушетия - еще одна арена
При том нападении, в частности, был ограблен арсенал ингушского министерства внутренних дел. На появившейся несколько позже на известном сайте чеченских исламистов видеозаписи среди прочих был показан пресловутый террорист Шамиль Басаев, находившийся внутри арсенала, который, очевидно, лично руководил операцией. Кое-что из похищенного оружия, по официальным данным, использовалось в начале сентября при кровавом захвате заложников в школе номер 1 города Беслан. С тех пор в различных северокавказских республиках было задержано несколько человек, подозреваемых в участии в нападении на Ингушетию, а несколько убито в перестрелке с правоохранительными органами. Хотя государственные силы безопасности в связи с тем дерзким нападением были значительно усилены, террористические акты в Ингушетии продолжаются.
Как уже недавно сообщалось, в выходные в перестрелке между подозреваемыми и более чем сотней сотрудников служб безопасности погибло пять человек, которые забаррикадировались в жилом доме. Утверждается, что среди них было как минимум двое участников июньского нападения. Похоже, что в качестве своей главной мишени террористы выбрали сейчас пограничников, чья казарма в Назрани, крупнейшем городе Ингушетии, в ночь с понедельника на вторник была обстреляна из противоположного дома противотанковыми гранатами. Хотя ранения получили лишь два человека, инцидент показывает, как изолированы и уязвимы спецслужбы в этой маленькой республике. В тот же самый день во время поисковой операции недалеко от Назрани от взрыва мины погиб полковник ФСБ. ФСБ якобы обнаружила там в лесу тренировочный лагерь террористов.
Масштабная акция в Дагестане
На востоке от Чечни, во взрывоопасном многонациональном Дагестане, в конце прошлой недели службы правопорядка в ответ на серию убийств высокопоставленных офицеров милиции и других представителей государственной власти провели масштабную операцию. Велась она по всей республике, однако, в особенности в Махачкале, столице Дагестана, и в Хасавъюртском районе у границы с Чечней. Согласно сообщениям СМИ, задержанию подверглись несколько сотен человек. Им были предъявлены обвинения в членстве в нелегальных вооруженных формированиях - русский эвфемизм для слова "партизаны", - убийствах или в нарушении паспортного режима и иммиграционных законов. Это доказывает, что границы между обычной преступностью, политически мотивированным сопротивлением и исламистским терроризмом все больше стираются. Криминальные группировки, националистически настроенные мятежники, фанатичные террористы и силы безопасности одинаково запутались в мелких ячейках сети из меняющихся альянсов, интриг и открытых конфликтов.