Уже два ведущих российских экономиста осудили политику своего босса, президента Владимира Путина. Сначала это был Андрей Илларионов, экономический советник президента, который в прошлом месяце подверг резкой критике надругательство со стороны правительства над частной нефтяной компанией ЮКОС. Теперь один из самых способных правительственных чиновников, министр экономики Герман Греф, вступает в рукопашный бой с Путиным. Эти талантливые мужи, к своей чести, готовы рисковать карьерой, отстаивая принципы. Также это говорит многое о том, каким опасным курсом следует президент.
Конечно, мы не можем утверждать, что знаем, какими мотивами руководствовался Греф. Возможно, он предвидит, что ухудшающиеся экономические условия приведут к гражданским беспорядкам и - подобно зверюшкам, которых инстинкт увел на возвышенности в преддверии цунами 26 декабря, - попытался отмежеваться от режима. Или, возможно, в нем заговорила совесть.
В любом случае, когда дело доходит до обсуждения того, что прогнило в путинском королевстве, вряд ли можно найти слова, которые прозвучат более точно, чем слова Грефа, произнесенные во время интервью российской газете "Коммерсант": "Сегодня наше государство неэффективно, и госкомпании, как следствие, в подавляющей массе тоже".
"Неэффективность "Газпрома" очевидна. И административными рычагами заставить такую огромную компанию действовать более эффективно невозможно. Нужно включать рыночные механизмы".
"Частный собственник рискует своими деньгами, а чиновник - чужими. Ни в коем случае государству нельзя вмешиваться в конкурентные секторы".
"Если бы у нас осталась госмонополия в нефтяном секторе, то мы имели бы примерно такую же низкую динамику, которая наблюдается в добыче газа".
Греф также призвал Кремль приватизировать компании "Роснефть" и "Юганскнефтегаз", украденный у ЮКОСа и переданный "Роснефти" после сфабрикованного аукциона. Однако самый лучший совет был дан самому правящему классу: "У нас любят говорить "я государственник". А что такое государственник? Если государственник - это тот, кто всячески способствует развитию собственного государства, то я государственник. А если государственник - это тот, кто не верит в своих граждан, хочет лишить их прав, свобод, забрать у них собственность в пользу государства и принимать все решения за граждан, то такого рода государственников надо изолировать от государственного управления, потому что они нанесут своими действиями вред".
Мы добавим лишь, что чем чаще мы слышим о планах продажи миноритарной доли в "Юганскнефтегазе" какой-нибудь китайской или индийской компании, тем больше кажется, что эти кремлевские государственники сами не знают, чего хотят и что им нужно.