Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 января 2005 г.

Гай Чейзан | The Wall Street Journal

Россияне протестуют против изменения системы пособий

Конец советских льгот сказывается на популярности Путина и ставит под угрозу планы второго срока

Январское воплощение в России далеко идущих экономических изменений системы социальной поддержки на низовом уровне вызвало волну протестов и немедленно отразилось на казавшейся непоколебимой популярности президента Владимира Путина.

Кремль отменил социальные льготы советских времен для престарелых, инвалидов и других незащищенных групп, заменив бесплатный проезд, лекарства и телефон денежными выплатами в размере 70 долларов в месяц. Эта мера является частью плана Путина по уничтожению последних рудиментов старой социалистической экономики, но демонстрации - самые многочисленные за последние годы - могут замедлить проведение в жизнь дальнейших изменений.

Сторонники свободного рынка давно призывали к модернизации старой системы, которая была неэффективной, открытой для злоупотреблений и обременяла правительство обязательствами, которые оно не могло себе позволить. Но беспорядочность, с которой был осуществлен переход, показывает, что, несмотря на жесткий контроль Путина над всеми ветвями власти, его правительство едва ли может действовать эффективно. Многие до сих пор не получили обещанных им денежных выплат, а те, кто получил, говорят, что эти деньги не компенсируют потерянные ими льготы.

Результатом стала волна протестов в масштабах, не виданных с 1998 года, когда шахтеры ложились на рельсы, требуя возврата долгов по зарплате. В понедельник сотни пенсионеров несколько часов блокировали трассу Москва - Санкт-Петербург, пока их не разогнал ОМОН, подобные демонстрации прошли и в других городах. По всей стране происходят нападения на автобусных кондукторов, пытающихся получить с пенсионеров плату за проезд. Милиционеры, также потерявшие право на бесплатный проезд, тоже протестуют.

Путин принял это к сведению, указав вчера сибирским губернаторам на необходимость обеспечить, чтобы представители незащищенных групп, такие как ветераны труда и жертвы сталинских репрессий, не чувствовали себя оскорбленными. "Мы должны думать о людях", - заявил он.

Перемены привели к общественному недовольству. Опросы общественного мнения показывают, что процент россиян, считающих, что страна идет по неверному пути, растет после нескольких лет позитивных настроений. Рейтинг Путина, оставаясь по-прежнему высоким, несколько упал.

Для Путина недовольство является дурным предзнаменованием в свете его планов на второй срок, в которых главная роль отводилась модернизации институций советских времен. Планируется заставить россиян гораздо больше платить за образование, здравоохранение и пенсионное обеспечение. Теперь либералы опасаются, что плохо проведенная замена льгот приведет к тому, что Путин сделает паузу.

"Дискредитирована сама идея экономической реформы, - говорит Михаил Задорнов, бывший министр финансов и авторитетный независимый депутат. - Из этого неизбежно следует, что следующие крупные изменения - в бюджете, образовании, здравоохранении - будут остановлены. Для экономики это разрушительно".

Первый срок Путина был отмечен упрощением российского налогового кодекса и разрешением на приватизацию земли, что создало ему репутацию рыночника. Но замена льгот является первым серьезным шагом, напрямую затрагивающим десятки миллионов россиян после принятого в 1992 году правительством Бориса Ельцина решения отпустить контролируемые государством цены. Хотя этот шаг ликвидировал дефицит и возвестил о наступлении рыночной экономики, он также привел к гиперинфляции и уничтожил накопления миллионов россиян, вызвав разочарование в любых попытках реформировать экономику.

Аналогичная реакция наблюдается сегодня.

"Люди поверили официальной пропаганде, что этот закон хорош для пенсионеров, - говорит Валерий Гартунг, член парламента и глава российской партии пенсионеров. - Теперь он вступил в силу, и они поняли, что их опять обманули. Они поняли это, как только их стали вышвыривать из автобусов и трамваев".

Напряженность усиливается в момент, когда экономическая политика, относительно успешная в период первого президентского срока Путина, потеряла направление. Парализованное административными перестановками правительство Михаила Фрадкова неоднократно откладывало обещанные меры по либерализации энергетического сектора, модернизации банковской системы и реструктуризации коммунальных служб. Доверие бизнеса подорвано преследованиями нефтяного гиганта ЮКОС, утечка капиталов усилилась. Политический дрейф привел в прошлом году к замедлению роста, поставив под угрозу планы Путина удвоить валовой внутренний продукт за 10 лет.

Путин давно говорил, что в российской системе льгот назрели перемены. В декабре он заявил журналистам, что в рыночной экономике старые методы государственной поддержки стали неэффективными. Выделяются большие ресурсы, но значительная их часть не доходит до людей, отметил он. По его словам, расходы бюджета на бедных и социально незащищенных за год увеличились в шесть раз.

Но, по мнению критиков, попытка была неудачной с самого начала. При первичных подсчетах министры занизили количество получателей льгот на несколько миллионов. Региональным парламентам не дали достаточно времени для принятия сотен подзаконных актов, необходимых для функционирования новой системы.

Помимо этого, Кремль заставил региональные правительства расплачиваться почти с половиной из 30 млн человек, получающих новые выплаты. Это не проблема для таких городов, как Москва, которая продолжает субсидировать транспорт для пенсионеров, и для богатых нефтью регионов Сибири. Но некоторые регионы настолько бедны, что едва могут платить работникам бюджетных предприятий.

"Примерно у двух третей российских регионов нет денег на эти выплаты", - говорит Гартунг.

Предыдущие попытки изменить систему социальной поддержки в России претерпели серьезные изменения, натолкнувшись на сопротивление законодателей в Думе. Но, после того как Путин несколько лет разрушал демократические институции, заполнив Думу прокремлевскими партиями и поставив телеканалы под контроль государства, последние изменения подверглись гораздо меньшей критике до того, как были приняты в августе.

"Больше всего пугает то, что никого, похоже, не волнует мнение людей по этому поводу, - говорит Сергей Смирнов, директор Института социальной политики при Высшей школе экономики. - Эта реформа затрагивает половину населения, но мнение людей отбросили как досадную помеху. Они знают: какой бы глупый закон они ни написали, он легко пройдет в Думе".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru