Многие израильтяне считают, что реакция правительства Ольмерта на захват военнослужащих была не вполне адекватной, и требуют большей жесткости
В среду теле- и радиоэфир израильских СМИ то и дело прерывали экстренные выпуски новостей. Общественность интересовала лишь одна тема: очередной захват израильских военнослужащих и последовавший за этим ввод войск в Ливан.
О том, как расценивается новый виток эскалации конфликта, дали понять надписи, которые зрители телеканалов могли видеть у себя на экранах во время спецвыпусков новостей: "Война на два фронта". Премьер-министр Эхуд Ольмерт созвал на внеочередное заседание в министерстве обороны кабинет безопасности.
Многие из высокопоставленных офицеров в командовании израильской армии требуют акций возмездия за похищение военнослужащих.
Накопившийся гнев
Глава генштаба Дан Халуц не стесняясь в выражениях пригрозил: "Если военнослужащие не будут возвращены целыми и невредимыми, мы переведем часы Ливана на 20 лет назад". Вероятно, в этом предложении выплеснулся накопленный за многие годы гнев.
По мнению Халуца, израильская армия медлит в секторе Газа с решительными действиями. Министр обороны Амир Перец выступает за локальные боевые действия, которые он предпочитает широкомасштабным военным операциям; такую же тактику поддерживает и глава правительства Ольмерт.
Согласно заявлениям Ольмерта и Переца, они не хотят ставить под угрозу жизнь мирных палестинцев. Однако с момента начала военной операции израильской армии в секторе Газа в конце июня было убито более 70 палестинцев, среди них и мирные жители.
Если бы все было сделано так, как предлагал Халуц, в секторе Газа еще более интенсивно проводились бы поиски похищенного Гилада Шалита и были бы сделаны попытки прекратить ракетный обстрел.
Перец и Ольмерт стремятся расположить к себе международную общественность; им нужна поддержка для запланированного до 2010 года частичного выхода с Западного берега реки Иордан.
Тяжелое испытание на прочность
Похищение людей и атаки террористических группировок стали для правительства Ольмерта, которое было сформировано несколько месяцев назад, тяжелым испытанием на прочность. До этого времени израильтяне искали защиты за широкой спиной Шарона.
На принимаемые им решения отпечаток накладывало его военное прошлое. В отличие от него Ольмерт, Перец и министр иностранных дел Ципи Ливни - штатские, и за их плечами нет военной карьеры.
Перед началом работы нового израильского правительства в мировых СМИ обсуждалась перспектива того, что его "невоенная" верхушка будет способствовать ускорению мирного процесса. Однако в связи с последним витком эскалации насилия все слышнее становятся призывы к более решительной борьбе с террористами.
Депутат кнессета Эффи Эйтам от ультраправой Национально-религиозной партии потребовал отставки министра обороны. Израиль шантажируют похищениями и ракетными налетами, и страна должна "нанести жесткий ответный удар". Другие депутаты в интервью Yedioth Ahronoth заявили: "Нынешняя слабость Израиля - в его правительстве; террористы этим пользуются".
Слишком высокие требования к Перецу
Во время публичных выступлений по лицу министра обороны видно, насколько высокие требования к нему предъявляются. Перед недавней эскалацией многие объясняли это тем, что ему нужно время, чтобы привыкнуть к новой работе.
Сейчас ему в упрек ставится то, что он сделал карьеру в профсоюзном движении, а не в армии. Перед Ольмертом также стоит дилемма. У него нет авторитета Шарона. Критика в коалиции, направленная на его методы управления, становится все громче.
В то время как члены "Аводы" рассматривают возможность обмена заключенными, Ольмерт заявляет о том, что не пойдет на уступки террористам. И, несмотря на то, что прошлогодний вывод израильских войск с территории сектора Газа не способствовал прекращению палестинского террора, Ольмерт и в эти дни настаивает на эвакуации еврейских поселенцев с Западного берега реки Иордан, а также на то, чтобы без согласия с палестинским правительством установить границы с Палестиной.
Даже министр иностранных дел Ливни сомневается, стоит ли безоговорочно следовать воззрениям Ольмерта. Два дня назад она публично заявила: "Мы не может просто уйти с Западного берега реки Иордан, выбросить ключ за забор и надеяться на то, что все будет хорошо".