За березовыми рощами у крошечного села Плановое стоят низенькие, похожие на сараи здания, в которых находится такое количество нервно-паралитического газа, которого хватило бы, по грубым оценкам, на то, чтобы убить 500 млрд человек.
Вдоль стен из дерева и ржавого железа расположены два миллиона артиллерийских снарядов. Есть здесь также несколько сотен боеголовок - каждая из которых способна в хорошую погоду разрушить Лондон.
Склад в Щучьем, находящемся всего в нескольких сотнях метров от Планового, беспокоит не только 800 жителей, живущих неподалеку, но и международные организации, занимающиеся уничтожением химического оружия.
В Щучьем планируется строительство гигантского комплекса по уничтожению оружия, в котором предполагается нейтрализовать такие нервно-паралитические вещества, как VX, зарин и зоман, хранящиеся здесь и на нескольких других складах на территории России. Это станет большим шагом в направлении ликвидации российского арсенала химического оружия, самого крупного в мире при объеме в 40 000 т.
В пятницу дипломаты и чиновники из десяти стран, обещавшие помочь с финансированием проекта, прибыли в это место, находящееся на западных границах Сибири, чтобы принять участие в церемонии начала строительства завода.
Здесь они увидели затопленное водой поле и заброшенный строительный кран. На пустыре, где предполагается начать строительство, были произнесены 16 триумфальных речей и состоялось празднование в честь международных вкладов в финансирование проекта. Были сыграны 10 национальных гимнов, школьницы выступили с местными танцами. Но ничто не могло скрыть тот факт, что работы приостановлены на неопределенный срок в связи с недостатком средств, выделяемых Москвой и Западом.
Правительство США обещало выделить на строительство завода $888 млн, но два года назад эти средства были заморожены. Их не удалось получить при Клинтоне, а администрация Буша начала пересматривать финансовое участие Америки, она не хочет вкладывать миллиарды в программы помощи России и не уверена в серьезности намерений Москвы реализовать этот проект.
Россия ратифицировала конвенцию по химическому оружию в 1997 г. и пообещала уничтожить запасы этого оружия, накопленные во время Холодной войны. Международное сообщество стремится избавиться от этого вида оружия, которое военные признали устаревшим, и которое представляет большую опасность окружающей среде.
Но стоимость нейтрализации - по оценкам это не меньше чем $6 млрд - оказалась большим препятствием. В прошлом году не был выполнен план по уничтожению 1% запасов. Чиновники попросили продлить запланированный на 2007 г. срок полной ликвидации еще на пять лет, но мало кто верит в то, что даже такой график может быть выполнен.
США, владеющие вторым по величине в мире арсеналом химического оружия, уничтожили 20% своих запасов.
В нынешнем году Кремль заявил, что собирается увеличить свой вклад в проект нейтрализации в шесть раз и довести его до $120 млн. Великобритания и различные европейские страны предложили свою помощь. Но проект по-прежнему зависит от средств Вашингтона.
Стефан Робинсон, представитель "Зеленого креста", организации, которая занимается экологическими проблемами, возникшими в результате Холодной войны, предупредил, что без американского финансирования строительства комплекса, может быть сорван международный запрет на химическое оружие.
"Щучье - это основной элемент процесса глобального уничтожения химического оружия. Без него процесс потеряет смысл", - заявил он.
"Если крупнейший обладатель химического оружия в мире [Россия] не уничтожит свой арсенал, то потеряет свой ценность весь договор. Другие страны спросят, почему они должны это делать".
Конгресс США должен объявить результаты своего пересмотра программ помощи для России в нынешнем году.
Подчеркнув необходимость финансовой поддержки Вашингтона бывший премьер-министр России Сергей Кириенко, возглавляющий комиссию, занимающуюся реализацией программы, сказал: "Химическое оружие, которое накапливали
жители всего мира, не принадежит одной стране, это - общая проблема, и мы несем за это ответственность".
Местные бюрократы пытались заверить жителей села Плановое в том, что хранилище не представляет никакой угрозы для них, но активисты экологических движений говорят, что склады плохо защищены от пожаров, естественных катастроф и воровства. До 1993 г. местные жители ничего не знали о том, что живут под боком у крупнейшего в мире арсенала химического оружия. Потом всем им были выданы противогазы.
В середине девяностях в результате проверки, проведенной "Зеленым крестом", выяснилось, что уровень безопасности хранилища очень низок. Двери заперты на маленькие висячие замки, в крышах и стеклянных окнах - дыры, для контроля за утечкой газа по-прежнему используются канарейки. Солдаты, охраняющие склады, жалуются на то, что им месяцами не выплачивают зарплаты.
Пока не было никаких сообщений о краже химического оружия, но на других российских базах, сотрудники которых получают очень низкие зарплаты, кражи обычных видов вооружения и ядерных вооружения - распространенное явление.
"Мы не можем исключить возможность чрезвычайных обстоятельств - атак террористов, естественных катастроф", - заявил глава недавно созданного гражданского министерства оборонной промышленности Зиновий Пак.
Летальное наследие
Кремлевские лидеры унаследовали у Советского Союза 40 000 т. химических вооружений, которые хранятся в семи хранилищах, расположенных в западной половине России, где производилось это оружие.
Примерно 7520 т. отравляющих веществ содержатся в восьмидесятитонных цистернах на двух складах, и еще 32 480 т. нервно-паралитических веществ в артиллерийских снарядах, авиационных бомбах и распылителях хранятся на пяти других складах.
Планы по строительству семи комплексов для уничтожения химического оружия - под одному на каждое хранилище - были пересмотрены. Было решено построить три комплекса, поскольку это дешевле.
Крупнейший из них должен быть построен в Щучьем, где находится 14% российского ядерного арсенала, в том числе отравляющие вещества удушающего действия и VX, приводящий к смерти от нервных судорог за несколько минут.
Химикаты будут удалены из оружия, нейтрализованы и смешаны с асфальтом для последующего хранения.
В соответствии с договором о химических вооружениях, Россия должна была уничтожить свой арсенал к 2007 г., но впоследствии срок был продлен до 2012 г.