Несмотря на обширную повестку дня встречи между президентами Бушем и Путиным, которая состоится в конце этой недели в Словении, все внимание СМИ приковано к одному вопросу: сможет ли президент Буш убедить своего российского собеседника снять возражения по поводу американской системы ПРО? Речь идет о вопросе, который вызывает интерес и имеет большое значение - но который рассматривается не под тем углом.
Главная угроза исходит не от северокорейских ракет, которые могут нанести удар по США через несколько лет, а от российских ракет, которые могут поразить США через 30 минут, а также от ядерного, химического и биологического оружия и материалов, находящихся в России и бывших советских республиках, которые могут оказаться в руках террористов. Наиболее вероятный ядерный удар по США может быть нанесен не с помощью ракеты, запущенной государством-изгоем, а с помощью боеголовки, доставленной террористами в трюме корабля или кузове грузовика.
Задача президента Буша, которую ему предстоит решать в этот уикэнд и позже, заключается в необходимости быть готовым к отражению более отдаленных угроз, в то же время не увеличивая уязвимость США от более непосредственных. О его успехе можно будет судить не по тому, удастся ли ему добиться от России согласия на создание ПРО, а по тому, сможет ли он приступить к расширению и укрепления сотрудничества с Россией в деле защиты от общих угроз. Цель: обеспечить стратегическую ядерную стабильность, уменьшить риск случайного запуска, сократить опасность террористического нападения, обеспечить защиту от ракетного удара со стороны государств-изгоев и ограничить распространение оружия массового поражения путем обеспечения безопасности оружия, материалов и технологий на всем постсоветском пространстве.
Опасность угроз, с которыми мы сталкивались в годы холодной войны - советский ядерный удар и вторжение в Европу - была обусловлена советской мощью. Опасность угроз, с которыми мы сталкиваемся сейчас - случайный пуск, угроза попадания оружия, материалов и технологий в плохие руки - связана со слабостью России.
Во время холодной войны мы противостояли этим угрозам путем конфронтации с Москвой, но сейчас не существует ни одного реального плана защиты США от ядерного, химического и биологического оружия, который мог быть осуществлен без сотрудничества с Москвой. Будучи кандидатом в президенты, Джордж Буш сказал: "Значительная часть российских ядерных материалов не учтена. Следующий президент должен составить точный перечень всех этих материалов. Мы должны сделать даже больше. Я обращусь в конгресс с просьбой значительно увеличить помощь России, чтобы как можно скорее демонтировать как можно больше российских вооружений". Он прав, за исключением того, что он пытается достичь этого без сотрудничества со стороны России.
Сможет ли команда Буша заручиться сотрудничеством России, отчасти зависит от того, насколько умело она будет пытаться это сделать, и даже от того, захочет ли она этого вообще. Пока это неизвестно. Администрация Буша до сих пор не приняла несколько важных решений, который определят ее политику в области сокращения угроз от оружия массового поражения.
Первое решение касается нашей политики в ядерной области. Нынешняя позиция США и России в этой области может лишь увеличить эту угрозу, вместо того, чтобы ее сократить. Тысячи американских ракет с ядерными боеголовками находятся в готовности к запуску через несколько минут - то есть, в основном, все осталось без изменений по сравнению с периодом холодной войны. Сейчас возможность США быстро нанести массированный удар может увеличить шансы на ошибку с росийской стороны. Стабильность снижается из-за того, что способность России выжить после первого массированного удара все больше ставится под сомнение. Россия больше не может себе позволить держать в море атомные подлодки или обеспечить мобильность и неуязвимость ракет наземного базирования. Это снижает уверенность России в том, что ее ядерные вооружения переживут первый удар, и тем самым повышает вероятность нанесения упреждающего удара: Москва может посчитать, что лучше быстро использовать ракеты, чем их потерять. Еще одну угрозу представляет собой дальнейшее разрушение российской системы раннего обнаружения.
Наша наступательная позиция в значительной степени обусловливает реакцию России на наш оборонительный план. Самым важным элементом речи президента Буша, с которой он выступил 1 мая, было не создание ПРО, а публичное обязательство "изменить размеры, состав и характер наших ядерных сил таким образом, чтобы они отражали нынешние реалии: холодная война окончена". Если это будет осуществлено на практике и во взаимодействии с Россией, то это повысит нашу безопасность настолько, насколько этого не удалось бы достичь в течении 10-20 лет существования НПРО. Эти перемены повысили бы вероятность согласия России на такие изменения Договора по ПРО, которые позволили бы США создать ограниченную ПРО.
Второе решение, которое предстоит принять администрации Буша, касается ее политики в области нераспространения, особенно в том, что касается ограничения утечки из России ядерного, биологического и химического оружия, материалов и технологий. Россия до сих пор обладает более 1000 тоннами высокообогащенного урана и 150 тоннами плутония: этого достаточно для создания от 60 000 до 80 000 единиц оружия. Хранилища плохо охраняются, а специалисты по вооружениям нерегулярно получают зарплату. Мы уже были свидетелями попыток продать, похитить и купить российские материалы и технологии для создания оружия. Усама бен Ладен назвал приобретение оружия массового поражения "религиозным долгом". Мы не можем поставить мир под угрозу из-за того, что российский ученый имеет возможность заботиться о своих детей, только если подвергнет опасности жизнь наших.
В начале этого года специальная группа из представителей обеих партий во главе с Ховардом Бейкером и Ллойдом Катлером опубликовала пространный доклад, в котором говорится о необходимости обеспечить безопасность российских вооружений, материалов и технологий, подчеркнув, что речь идет о самой серьезной угрозе национальной безопасности США, и призвав в 4 раза увеличить объем средств, выделяемых на эти цели. Вместо этого Буш сократил их на 15%, и по меньшей мере один сотрудник администрации сообщил, что следует ждать дальнейших сокращений. Президент Буш должен дать ответ на главный вопрос: является ли защита ядерных, химических и биологических материалов от попадания в руки террористов приоритетной или второстепенной задачей?
Третье решение, которое должна принять администрация Буша, связано с ПРО. Слабые места по проблеме ПРО есть в позиции обеих сторон. Некоторые говорят, что мы обязаны создать ПРО, несмотря на ее стоимость, чтобы перестать быть уязвимыми от ядерного шантажа со стороны государств-изгоев. Им следует смягчить свою риторику. Заявляя, что нам чрезвычайно необходима ПРО, чтобы избежать ядерного шантажа, они тем самым заставляют государства-изгои считать, что, даже если мы сможем определить и уничтожить страну, которая запустила ракеты, мы уступим шантажу, если они пригрозят нанести по какому-нибудь американскому городу ядерный, химический или биологический удар. Если бы мы придерживались подобной позиции в годы холодной войны, смогли бы мы сдержать советскую агрессию по всему миру?
В противоположном лагере некоторые выступают вообще против любой ПРО. Тем самым они - быть, может, непреднамеренно - поддерживают идею, что единственным средством сдерживания США и России является угроза взаимного уничтожения: это устаревшее и все более опасное представление. Президент Буш прав, пытаясь найти способ изменить такую позицию, характерную для времен холодной войны.
Ограниченная система ПРО должна занять свое место во всеобъемлющих планах ядерной обороны, однако она должна рассматриваться именно как последняя линия обороны. Нашей первой линией обороны являются дипломатия, разведка и сотрудничество между нациями, включая Россию. Намного лучше не допустить строительства рекеты, чем ждать 8-10 лет и надеяться, что нам удастся ее уничтожить, пока она будет к нам лететь. Это не означает, что мы не должны обезопасить себя от других угроз, но мы не должны тратить столько средств на то, что не даст нам полной гарантии.
Эти три решения, которые сейчас обсуждаются администрацией Буша, затрагивают различные способы предотвращения угрозы, которую для США представляет оружие массового поражения. Однако каждое из них не должно быть сформулировано в качестве самостоятельной политики. Они должны стать составными элементами всеобъемлющей системы защиты от угрозы со стороны оружия массового поражения - в любой форме, от любого источника, будь то намеренной или случайной.
Автор - бывший сенатор-демократ от штата Джорджия, а теперь сопредседатель Nuclear Threat Initiative.