Европейский банк реконструкции и развития готов предоставить нефтяной компании Лукойл один из своих самых крупных кредитов, что говорит о возрождающемся доверии к российской экономике. Руководством ЕБРР и Лукойла одобрены основные параметры кредита в 150 миллионов долларов, предоставляемого на три года. На этой неделе представители обеих сторон встретятся в Москве, чтобы обсудить детали, и ближайшие недели соглашение примет свой окончательный вид. С помощью этого кредита Лукойл, крупнейший в России производитель нефти, увеличит свои оборотные фонды. Известие об этом новом среднесрочном международном финансовом соглашении пришло во времена, когда в России наблюдается стремительный экономический подъем, и все больше инвесторов проявляют свой интерес к стране на фоне приближающихся президентских выборов.
Инвесторы давно обеспокоены недостаточной финансовой прозрачностью Лукойла, и условия кредита ЕБРР включают в себя обязательную схему обнародования экономических показателей деятельности компании в соответствии с принятыми в США стандартами в течение ближайших нескольких месяцев. Кроме того, компания будет обязана предоставить информацию об истинных владельцах 9% акций, которые были в прошлом году проданы государством нескольким неизвестным компаниям, зарегистрированным на Кипре и, как считается, контролируемым руководством Лукойла. Крупные кредиты и инвестиции, сделанные ЕБРР в России, до сих пор совершенно не оправдывали возлагаемые на них надежды, и поэтому этот кредит выдается под залог нефтяных прибылей компании с оговоркой, что все спорные вопросы будут решаться в судебных инстанциях Лондона.
Автор статьи отмечает, что со времен финансового кризиса августа 1998 года кредиторы и инвесторы смотрят на Россию с пессимизмом. Кроме того, они обеспокоены недостаточной прозрачностью, многочисленными нарушениями прав собственности и другими проблемами российских компаний, ярко проявившимися в ходе споров между российскими и иностранными инвесторами, в число которых входит компания BP Amoco. Мировая общественность резко осуждает нарушения прав человека в ходе военной компании в Чечне, проводимой под руководством Путина. Но похоже, что инвесторы возлагают надежды на возможность экономической стабильности и прорыночную ориентацию Путина. В 1998 году московская фондовая биржа показала худшие в мире результаты, но в течение 1999 ситуация существенно улучшилась за счет высоких цен на сырье и стремительного подъема российских компаний, вызванного девальвацией рубля. Объемы торгов на бирже выросли на 24% в начале года и продолжают расти в последние дни. Питер Бун, руководитель исследовательского отдела в Брунсвик Варбург, говорит: "За последние два месяца экономические показатели существенно изменились. Нас ждут большие гонки. Сейчас экономика по слишком многим направлениям работает слишком хорошо".
Не соглашаясь со многими экономистами, оценки которых совсем недавно были куда более пессимистичны, он предсказывает, что в 2000 году рост ВВП в России будет равен 5 процентам. Рубль снова начал расти по отношению к доллару, и Центральный Банк был вынужден вмешаться, чтобы стабилизировать курс. Вслед за реструктуризацией долгов Советского Союза, Россия вскоре сможет выпустить новые еврооблигации, а многие российские компании готовятся вернуться на международные финансовые рынки. Пока большинство иностранных инвесторов - это хеджевые фонды, фонды, специализирующиеся на развивающихся рынках и несколько коммерческих банков, выдающих долгосрочные кредиты. Кредит ЕБРР, при условии, что Лукойл обеспечит необходимую прозрачность, скорее всего будет синдицирован несколькими банками, включая ABN Amro.