Накануне первой российско-американской встречи на высшем уровне после смены власти в Вашингтоне президент Владимир Путин предложил Ирану, давнему врагу США, пойти на стратегическое партнерство с Россией. Эта стратегия свидетельствует о том, что Москва занимает жесткую позицию по отношению к Западу в связи с дискуссией об американских планах создания системы противоракетной обороны и договоре о разоружении. Президент Исламской Республики Иран Хатами прибыл в этот понедельник в Москву по приглашению Владимира Путина.
Общая политическая ситуация, а также события на Кавказе и в бассейне Каспия способствуют улучшению отношений между Москвой и Тегераном. Однако лишь на определенный промежуток времени, так как обе страны не предполагают ограничивать развитие отношений с другими государствами.
Темы, предназначенные для обсуждения во время переговоров, охватывают широкий круг вопросов. Только совместными усилиями Москва и Тегеран могут остановить восточную экспансию Турции, за спиной которой стоят США. Россия и Иран проявляют обеспокоенность в связи с активностью Турции не только из-за ее членства в НАТО, но и по причине претензий Анкары на статус региональной державы.
Еще одной предпосылкой для сближения внешнеполитических позиций России и Ирана является взаимная заинтересованность в разделе богатого залежами нефти и газа Каспийского моря. Вплоть до развала Советского Союза Каспийское море имело статус внутреннего моря СССР и Ирана, третьи страны не могли претендовать на использование богатств Каспия. Борис Ельцин поддерживал требование Тегерана поделить Каспийское море на равные большие сектора, которые должны быть разделены между прибрежными государствами. Однако Азербайджан настаивает на проведении границы, в результате чего Иран вместо 20% акватории Каспия сможет получить лишь 14%.
Однако Владимир Путин поддерживает именно этот проект. Позиция Владимира Путина объясняется тем, что он хочет превратить протурецкий Азербайджан, оказывающий значительное влияние на мусульман Северного Кавказа, в стратегического партнера России. Разногласия по этому вопросу обусловили неудачный исход встречи заместителей министра иностранных дел по Каспию, состоявшейся в феврале в Тегеране. Вопросы, связанные с Каспием, Путин и Хатами предполагают обсуждать в узком кругу.
От исхода переговоров во многом зависит решение вопроса о том, когда же состоится новая встреча в верхах по Каспию в Туркмении, первоначально запланированная на начало марта, и состоится ли она вообще.
Позиция Тегерана во многом будет зависеть от того, насколько Москва учтет пожелания иранской стороны в плане импорта вооружений. Министр обороны Игорь Сергеев уже в конце декабря заявил, что в ближайшее время Россия возобновит поставки вооружения Ирану, замороженные в 1995 году под давлением США. Во время визита президента Исламской Республики Иран Хатами в Москву должны быть подписаны соглашения об экспорте российских вооружений в Иран, в соответствии с которыми Россия будет получать около 300 миллионов долларов в год.