Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 марта 2003 г.

Жан-Пьер Перрен | Libération

Багдадским богачам война сулит удачу

Компьютера нет, поэтому брокеры вынуждены составлять котировки от руки. Электронное табло не работает, из-за чего пожилым инвесторам, желающим следить за изменениями курса, приходится использовать бинокли. Здесь царит оживление, но особой лихорадки нет, сделок заключается сравнительно немного (примерно 1500 в неделю). Скромным остается и их объем ? около 650 тыс. евро в неделю. Однако, в то время как торговые площадки всего мира чувствуют себя явно неважно в связи с опасностью войны в Ираке, маленькая Багдадская биржа, наоборот, находится в отличной форме, словно угроза американского вторжения является для нее стимулом. За год ее индекс ? BSI ? вырос примерно на 35%. Открытая три дня в неделю, каждые семь дней она, согласно официальной статистике, набирает еще по 5%, что делает ее сегодня самой преуспевающей финансовой площадкой мира.

Все это происходит в скромном трехэтажном бетонном здании. На первом этаже есть просторный зал, в центре которого находится парапет, отделяющий инвесторов от брокеров. Первые шепчут им свои поручения, которые те тут же записывают на большой белой доске. Котируются 104 компании, из которых 15 ? частные, а 50 ? со смешанным капиталом. Публика здесь неоднородна: это бизнесмены, инженеры, преподаватели и даже фермеры. Их привлекает прежде всего гостиничный сектор (котируются 7 отелей). Так, акции отеля "Палестина" ? штаб-квартиры западных пацифистов, напоминающей космический корабль из "Звездных войн", ? в прошлом месяце выросли на 47%. Акции отелей "Иштар" (бывший "Шератон") и "Садир" выросли на 65%.

Причина проста, хотя никто не осмеливается признаться открыто: инвесторы делают ставку на молниеносную войну, за которой последует массированный приток иностранцев и, может быть, даже туристов. Они также рассчитывают, что после конфликта иракская экономика быстро поднимется. "Гостиницы уже сегодня весьма рентабельны, потому что их курс растет с каждой биржевой сессией. И, может быть, завтра они будут полностью приватизированы и у них будет большое будущее", ? говорит директор частной фирмы по производству медицинских пластырей. Хорошо идут дела и у птицеферм ? сказывается высокий спрос на внутреннем рынке.

"В Ираке всегда лучше вкладывать деньги, чем держать их в кармане", ? утверждает биржевой игрок. Между тем курс банков каждую неделю понемногу падает. Опасаясь войны, многие иракцы забрали из них сбережения. Они сохранили самые дурные воспоминания о кризисе, который произошел после вторжения в Кувейт в 1990 году. Когда они клали деньги в банк, иракский динар стоил 3,33 долл. Сегодня, чтобы купить доллар, нужно заплатить 2600 динаров. Многие багдадцы оказались тогда разорены.

Контрабанда. Динар, на котором, естественно, красуется портрет Саддама Хусейна, в реальности уже не котируется. Лишь в самые последние дни он несколько поднялся, но в целом продолжает падать. Каждый день иракская валюта реагирует на малейшие дипломатические подвижки, происходящие в Лондоне, Париже, Вашингтоне и Нью-Йорке. "Это уже стало невыносимо. Нужно найти выход из этой ситуации. Мне приходится по десять раз в день звонить по телефону, чтобы узнать курс доллара, потому что каждый час он меняется", ? нервничает предприниматель, который держит лавку на шикарной столичной улице Арасат аль-Хиндийя. Валютный дилер из квартала Рубааи, построенного для высших армейских офицеров, признается, что он звонит "не меньше пятидесяти раз в день", чтобы следить за курсом зеленой банкноты.

Как ни странно, главный валютный рынок страны находится на улице Киффаа, проходящей через самые что ни на есть народные кварталы и прозванной "улицей преступлений". Здесь сосредоточена вся контрабанда, в частности сигареты, которыми торгуют прямо на тротуарах. Беседу с кем-либо завязать трудно. "Люди думают, что если они будут с вами разговаривать, то их лавки закроют, ? объясняет преподаватель английского языка, тонкий знаток Багдада. ? Потому что за ними стоят другие люди - богатые, влиятельные и, может быть, связанные с еще более высокими кругами".

Мерседесы и БМВ. Эмбарго, которое душит Ирак вот уже 2 лет, вызвало необходимость в частичной либерализации экономики. Это повлекло за собой увеличение количества валютных дилеров. Раньше курс динара был твердым и обмен динаров на доллары на черном рынке карался смертной казнью. Сегодня дилеры могут дать своим клиентам лишь один совет: избавиться от всех имеющихся динаров. "Лучше вложить деньги во что-нибудь или что-то купить, например машину", ? говорит один из них. Его коллега идет еще дальше: "В связи с перспективой войны нужно перевести местную валюту в доллары. Но самое выгодное вложение денег для того, кто в состоянии это сделать, ? купить дом". Под угрозой американской атаки рынок недвижимости процветает. Последствия этого сказываются даже в Иордании, в Аммане, куда переехали многие богатые иракцы.

Но это ничто по сравнению со стоимостью машины ? новой или подержанной ? которые обычно покупают в квартале Махаруф. Два крупных торговца, Сардар и Исам, предлагают последние модели, привезенные из свободной экономической зоны Акаба в Иордании. Львиную долю площади огромных выставочных залов занимают мерседесы, но можно встретить здесь и БМВ, и японские внедорожники. Хороший новый автомобиль можно купить за 70 тыс. евро, в то время как месячная зарплата учителя или врача в больнице не превышает нескольких евро.

Безудержная погоня. В принципе, можно взять кредит в банке. Именно так решил поступить Самир, который занимается бизнесом. Но в Economic Bank of Investments от него потребовали сначала передать четверть требуемой суммы в Фонд мучеников. Поскольку таких денег у него не было, он отказался.

Этой безудержной погоней за долларами, машинами и домами охвачено, разумеется, меньшинство 7-миллионного населения Багдада и его окрестностей. Ибо, напоминает профессор экономики Хаммам аш-Шамаа, "эмбарго привело к резкому обеднению населения. Сегодня 80% иракских семей ? это бедняки, живущие на полдоллара в день". "В случае американского вторжения, ? добавляет он, ? главной проблемой станет не бомбардировка жилых домов, а то, что будет потом. В частности, волнения в бедных кварталах и выступления религиозных лидеров".

Угроза. Но этот "страх перед хаосом", который испытывают многие иракцы, опасение, что нищие пригороды Аль-Хурийя и Саддам-сити пойдут на штурм богатых кварталов, не мешает состоятельным людям скупать все за любую цену. Не мешают они и населению заниматься своими делами, словно угрозы войны нет и в помине. "Я уже 46 лет живу среди иракцев, говорю на их языке, но все-таки не могу их понять. Они словно вечно живут в двух совершенно разных измерениях. Они постоянно думают о войне, но в повседневной жизни ведут себя так, словно она их не касается", ? свидетельствует французский монах.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru