Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 марта 2006 г.

Ник Пейтон Уолш | The Guardian

Путеводитель по Кремлю: секс, попойки, похищения людей

Женщина, которая вошла в истеблишмент - и потерпела провал, научит вас делать карьеру

Когда Ирина Хакамада, роковая женщина российской политической оппозиции, решила стать соперником Владимира Путина на президентских выборах 2004 года, она обратилась в российскую PR-фирму с вопросом о том, каким образом она должна "позиционировать свой бренд". В результате мозгового штурма, длившегося пять часов, ей предложили лишь одну стратегию, дающую шансы на успех: "Организуйте похищение своего мужа и ребенка".

"Они спросили меня: "Вы можете представить, какую сенсацию это вызовет в прессе?" - пишет Хакамада в своей новой книге "Sex в большой политике". Воодушевленный пиарщик расписывал, какую симпатию это вызовет к ней в народе, а также говорил, что можно будет снять телевизионный рекламный ролик, в котором она в слезах будет давать обещание бороться до конца. По словам пиарщика, главное в том, что это резко бы повысило ее рейтинг популярности, а рейтинг ее оппонента - которого циничные избиратели посчитали бы причастным к похищению ее семьи - стремительно покатился бы вниз.

"Это было единственное, что пришло им на ум", - говорит Хакамада в интервью, которое она дает в своем московском офисе два года спустя. Хотя на обложке книги она пояснила, что слово "sex" в данном случае следует расшифровывать как "пол", пикантный заголовок книги попал на первые страницы таблоидов благодаря обещанию Хакамады приподнять завесу тайны над шовинистическим миром политики. Эта книга стала редким и откровенным взглядом на место женщины в сугубо мужском институте политики.

Для 51-летней Хакамады пол президента - не самое главное в российской "управляемой демократии", где имеет значение один голос, а именно - голос Путина. "Главное не в том, чтобы первым президентом России стала женщина, а в том, чтобы президентом стал человек, который будет избран не олигархами и властью", - пишет Хакамада.

Слово "власть" вызывает в памяти воспоминания о российском авторитаризме и советском прошлом, а также об отсутствии политического плюрализма в России в наши дни. Сторонники Кремля утверждают, что подобные элиты из представителей бизнеса и номенклатуры также находятся у власти в Великобритании и Соединенных Штатах, но Хакамада не согласна с этим.

"Политик на Западе - это не бог, а человек, нанятый обществом для того, чтобы служить интересам государства, - говорит Хакамада. - Но у нас происходит прямо противоположное - политики используют общество для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей".

Она приводит в пример растущие государственные предприятия - энергетические компании, получающие поддержку администрации Путина, которые многие называют "Кремль Инкорпорейтед". Эта лояльная власти и богатая элита не нуждается в наличии оппозиции и еще меньше нуждается в том, чтобы в составе оппозиции присутствовала женщина.

Когда Хакамада выступала в роли соперника Путина в предвыборной кампании, она сетовала на то, что ее рекламные ролики показывали по государственному телевидению только в утренние часы, когда большинство избирателей спали или направлялись на работу. Ее имя очерняли различными способами, например, утверждая, что она является марионеткой Кремля. Это - часть того, что она называет "виртуальной матрицей" российской политики - конструкция, созданная Кремлем с целью убедить доверчивую публику в том, что политический процесс предопределен заранее, а оппозиция в нем - лишь марионетки.

"Если вы относитесь к независимой и честной оппозиции, то вы не можете быть в политике", - говорит Хакамада, которая называет российскую политику "влиянием на процесс принятия решений, а не участием в этом процессе". Россияне увидели так называемую демократию в действии в период экономического хаоса и мошеннических выборов в эпоху Ельцина, в 90-е годы, и сегодня предпочитают ей удовлетворение своих материальных запросов в условиях роста экономики. В 2004 году Хакамада, единственный кандидат, которая вела реальную борьбу во время предвыборной кампании, набрала 3,8% голосов. При этом Путин набрал 71% голосов избирателей.

Цель этой книги - стать путеводителем в мире политики наших дней, показать, как влиять на процессы, в которых вы не можете принимать участие. По словам Хакамады, это популистский учебник на предмет того, как стать популярным политиком. Он написан отчасти для женщин, отчасти - для любого человека, и в нем даются советы, относящиеся к неписаным правилам политики: как одержать победу в дебатах, как получить финансирование, как использовать РR.

Хакамада рисует неприглядную карикатуру российской политической жизни. По ее словам, бюрократы находятся под столь жестким контролем, что они свободны только в том, когда пить спиртное. Она описывает, как они "пьют постоянно, страшно и везде". Так, одна высокопоставленная российская делегация опустошила бар аэропорта в Цюрихе за 30 минут.

Женщины в российской политике представлены в образе не очень известных депутатов, а также неотразимых секретарш, которых домогаются чиновники. Хакамада дает совет о том, как избежать домогательств начальника, на основе личного опыта, когда один высокопоставленный политик завалил ее на диван: не отвергайте домогательств своего босса, но скажите ему, что это будет в другой день, по "причинам физиологического характера". Тем самым вы не оттолкнете своего начальника и сумеете не навлечь на себя его гнев.

Кстати, ее книга вышла в свет 8 марта, в российский праздник, называемый Женским днем, когда мужчины одаривают женщин цветами и выказывают им свое уважение. В этот день общество чествует женщин, которые здесь исторически выступают в роли нянек, уборщиц и объектов вожделения. "Я не забитое секс-меньшинство, - говорит Хакамада. - Мне не нужны от мужчин дешевые комплименты раз в год, которым я не верю".

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru