13 мая 2002 г.

Эндрю Ревкин | The New York Times

Пентагон обучает пчел поиску взрывчатки

По поручению Пентагона ученые работают над тем, как обучить обычных пчел обнаружению самых незначительных следов взрывчатых веществ - это первый шаг на пути к созданию "умной" системы, которая может быть использована для поиска бомб, мин и других взрывчатых веществ, заложенных террористами.

Первоначально в ходе исследования, продолжающегося в течение трех лет, главное внимание было уделено использованию пчел для расчистки минных полей. Однако, по словам ученых, затем область проведения исследований была расширена. В ходе двух испытаний, проведенных прошлым летом, обученные пчелы обнаружили грузовик, в котором были следы взрывчатых веществ.

Сейчас работы находятся на ранней стадии, и у пчел, как и у специально обученных собак, есть свои ограничения. Они не могут работать ночью, во время бури или в холодную погоду. Кроме того, трудно представить, как их можно будет использовать для поиска взрывчатки в багаже пассажиров в аэропортах. Однако у них есть и серьезные преимущества, включая способность обнаруживать мельчайшие концентрации взрывчатых веществ и обследовать каждый укромный уголок на больших площадях.

Представители Пентагона признают, что у идеи обучения пчел поиску взрывчатки хорошие перспективы, но проблема заключается в том, что общество может поднять эту идею на смех.

"Оказывается, пчелы чувствуют запахи не хуже собак", - подчеркнул Алан Рудольф из Defense Advanced Research Projects Agency, контролирующий проведение эксперимента.

В научно-исследовательской лаборатории ВВС на базе Brooks (Техас) только что завершилась серия экспериментов, в результате которой было выявлено, что пчелы способны обнаруживать взрывчатые вещества в 99% случаев.

В предстоящие недели группа ученых планирует провести первые полевые испытания нового радиопередатчика размером с крупинку соли, который позволит проследить за передвижениями каждой пчелы, напавшей на след взрывчатых веществ. Необходимость в такой системе возникнет в случае поиска спрятанных взрывчатых веществ на большой территории.

Однако в подобной технологии не будет необходимости, скажем, во время обыска остановленного на дороге грузовика.

По словам ученых, участвующих в проекте, рассматривается также возможность использования пчел для поиска наркотиков, которые активнее выделяют в воздух химические вещества и поэтому их легче обнаружить, чем взрывчатку.

Долгие годы биологи, в том числе группа ученых из университета Монтаны, учили пчел отдавать предпочтение различным запахам, используя сахар в качестве поощрения. После того как одна пчела научилась чему-то новому, она каким-то образом передает свои знания остальным. В течение нескольких часов весь улей, а иногда и соседние ульи переключаются на поиск нового запаха.

Ученые обнаружили, что меньше чем через два часа использования сахара в качестве вознаграждения пчелы забывают о цветах и начинают охотиться за взрывчатыми веществами: они способны их обнаруживать даже в очнь малых концентрациях.

По словам Рудольфа, предполагается использовать обученных пчел вблизи важных с точки зрения безопасности КПП для их защиты от потенциальных террористов. Однако он подчеркнул, что предстоит еще большая работа.

Данный проект - лишь незначительная часть более широких исследований, проводимых Рудольфом. Их цель заключается в использовании высокой чувствительности и подвижности пчел, мошек и других насекомых для обследования больших площадей на предмет обнаружения химических веществ. В общей сложности с 1998 года Пентагон израсходовал 25 млн. долларов на создание так называемых "контролируемых биологических систем".

Источник: The New York Times