Владимир Путин непоколебим. Все наблюдатели едины в том, что бомба, заложенная под трибуну Ахмада Кадырова, разорвала на кусочки в том числе и политику Путина на Кавказе. Но, тем не менее, глава Кремля полетел в Грозный. Там он появился перед телекамерами рядом с вдовой убитого. Тогда же он призвал свое правительство к восстановлению разрушенной его собственной армией чеченской столицы.
"Из вертолета город выглядит ужасно", - сказал Путин. Можно подумать, президент не знал, что Грозный - это руины, в которых до сих пор живут люди.
Но полет в разрушенную столицу Чечни, с точки зрения президента, логичный шаг. Он открыто поддержал верное Москве чеченское правительство. Скоро Путин планирует устроить выборы нового президента Чечни: решение кавказского конфликта должно оставаться в чеченских руках. В конце концов, именно Путин в 2003 году устроил в республике референдум по новой конституции, именно Путин сделал так, чтобы Кадырова выбрали президентом. Для Путина то было началом "политического решения" конфликта. Его прилет в Грозный доказывает, что российский президент продолжает придерживаться политики "чеченизации" конфликта.
Так как Кадыров погиб, кавказский стратег Путин ищет ему преемника. Либо каким-то образом будет сделан "выборным" сын Кадырова Рамзан, который слишком молод для этой должности, либо президентом станет политик постарше, а Кадыров-младший, обладающий реальной силой, будет поддерживать его.
Пока чеченцы послушно "выбирают" своего правителя и пока этот правитель лоялен Москве, Путину не важны будут проблемы с конституцией и персона лидера. Только так Путин может утверждать, что политическое решение, несмотря ни на что, проводится в жизнь. Только так он может "решить" проблему, которую на самом деле таким образом решить нельзя.
Чеченская война с самого начала была гражданской войной для чеченцев и одновременно войной с Россией. Последний внутричеченский конфликт начался в начале 1990-х годов, и Москва поддержала одну из сторон конфликта. Это еще больше подлило масла в огонь гражданской войны.
В то время как чеченцы терзают друг друга, Москва выполняет свою задачу: республика остается частью Российской Федерации. Таким образом предотвращается распад России по этническим границам. Но за эту политику приходится платить. Ее цена - уже десять лет войны и десятки тысяч жизней, и в итоге успех Кремлю отнюдь не гарантирован.
Своим полетом в Грозный Путин продолжает известную тактику: усиление верной Москве стороны в гражданской войне. После убийства Кадырова месть становится политикой правительства. Гражданская война продолжается.
Какие альтернативы такой политике есть у главы Кремля, политики, которая фактически лишь натравливает стороны конфликта друг на друга в попытке цементировать господство центра? Если быть реалистами, то никаких. Мирные переговоры с боевиками имеют смысл, только если группы могут сблизиться. Сейчас даже неясно, кто является предводителем боевиков. Официально - это выбранный в 1997 году президент Аслан Масхадов. Но неясно, есть ли Масхадову что сказать.
Чеченские эмигранты, которые уже давно живут в безопасной Москве, - это выбор не лучше: у них столько же легитимности, сколько у иракских эмигрантов, на которых безуспешно делает ставку Вашингтон в Багдаде.
Международное урегулирование конфликта представляется иллюзией: "голубые каски" из Германии, Франции или Пакистана не смогут положить конец этой войне. Путин так глубоко завяз в чеченском болоте, что ему пока никто не может помочь выбраться.
Владимир Путин непоколебим? Возможно, он просто не знает, как быть дальше.