Президент России Владимир Путин наблюдает за кризисной ситуацией на выборах в США с олимпийским спокойствием и даже сарказмом, словно убежден, что, кто бы ни оказался победителем, никаких потрясений в отношениях между двумя ядерными сверхдержавами не предвидится. Он не опасается прихода Джорджа Буша, и тем более - Альберта Гора. Путин утверждает, что в программах обоих кандидатов ясно, точно и понятно изложено отношение к России.
Следовательно, Путин готов "работать с любой администрацией", хотя можно предположить, что он отдает предпочтение Гору, с которым российские правительства ельцинской эпохи достигали довольно хорошего взаимопонимания. Политологи, коим в России нет числа, считают, что Путину будет легче установить личный контакт с "простым" Бушем, чем с Гором, которого в России считают слишком умным.
Даже лидер коммунистов Геннадий Зюганов напоминает, что в прошлом, во времена Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего, Россия подписывала важные договоры с республиканскими администрациями, несмотря на их "относительно жесткую внешнюю политику". Некоторые эксперты отмечают, что отец Буша тоже не испытывал особой склонности к авантюрам за пределами США и расширению НАТО на восток.
С этим вопросом республиканцы не имеют ни малейшего желания спешить, - утверждает в "Газете.Ру" политолог Вячеслав Никонов. Включение в число ближайших кандидатов на вступление в НАТО стран Балтии может вызвать бурю возмущения в Москве.
В ходе предвыборной кампании Буш разыграл российскую карту, обвинив бывшего премьер-министра Виктора Черномырдина в присвоении части кредитов МВФ, а Гора - в том, что он закрыл глаза на поставки российского оружия Ирану. Однако этим он ничего не добился, возможно, потому, что, согласно опросам общественного мнения, данные проблемы интересуют менее 3% избирателей, в то время как ситуацией на Ближнем Востоке взволнованы 11% американцев.
Основным поводом для беспокойства Кремля является стремление США внести в Договор по ПРО поправки, позволяющие США создать свой собственный противоракетный щит. Билл Клинтон предпочел оставить вопрос о целесообразности создания системы ПРО на усмотрение будущего президента. Считается, что Буш является сторонником этой мини-программы "звездных войн", вероятно, даже более амбициозной, чем та, которую намеревался построить Клинтон. Однако неясно, захочет ли он провоцировать широкомасштабный кризис, поставящий под угрозу претворение в жизнь ключевого договора в области сокращения стратегических вооружений (СНВ-II) и переговоры по подписанию еще более амбициозного договора (СНВ-III). Россия же опасается возможного развязывания новой гонки вооружений, которую российская экономика не может себе позволить.
Другой политолог - Евгений Волк - считает более чем вероятным - в случае прихода Буша в Белый дом - прекращение помощи России, даже через МВФ. Если у республиканцев и есть какие-то приоритеты, так это желание не тратить деньги налогоплательщиков на заведомо обреченные на неудачу проекты и внешнеполитические дела.