Вчера Россия решительно отвергла давление со стороны Запада, требующего урегулировать конфликт в Чечне путем переговоров. А тем временем комментарии президента Владимира Путина по поводу исламского экстремизма вызвали бурные споры.
На встрече в Осло с канцлером Германии Герхардом Шредером Путин настаивал, что чеченский конфликт по-прежнему остается внутренней проблемой России, которую должны решать чеченский народ и Российская Федерация. Однако его откровенные высказывания на пресс-конференции в Брюсселе вызвали дипломатический скандал, когда дословный текст ответов на вопросы стал достоянием общественности.
Во время пресс-конференции переводчики из окружения Путина не перевели большую часть выступления президента, в котором содержались очень резкие высказывания.
Отвечая на вопрос журналиста французской газеты Le Mond Лорана Джеккини по поводу применения осколочных бомб против мирных граждан в Чечне, Путин выдал тираду, направленную против "религиозных экстремистов и международных террористов", полных решимости "уничтожить всех "неверных".
Он заявил следующее: "Если вы хотите стать радикальным исламистом и готовы пройти обряд обрезания, тогда я приглашаю вас в Москву. У нас много разных религий. У нас есть специалисты в этой области. Я порекомендую им, чтобы они провели операцию так, чтобы у вас больше ничего не выросло". Эти комментарии вызвали у дипломатов удивление и ужас.
Во время продолжительной пресс-конференции Путин заявил, что потенциальными мишенями исламских экстремистов являются все, кроме религиозных фанатиков. "Если вы откажетесь от своей веры и станете атеистом, вам также грозит опасность. Если вы решите стать мусульманином, даже это не спасет вас, потому что традиционный ислам не отвечает их целям".
По словам официального пресс-секретаря Еврокомиссии Джонатана Фоулла, эти комментарии, если они правильно изложены, "совершенно неуместны". "Они явно выходят за рамки приличий и демонстрируют сущность Путина", - добавил один из представителей ЕС.
Вчера в Осло Шредер отдал должное Путину за прогресс, достигнутый в Чечне, однако добавил, что политический процесс должен быть продолжен. Путин дал ясно понять, что не обращает особого внимания на европейских критиков.
Россия отказалась от своих планов частичного вывода войск из Чечни после того, как чеченские сепаратисты захватили заложников в московском театральном центре. В Брюсселе Путину и лидерам стран ЕС не удалось выработать совместное коммюнике по поводу войны в Чечне, поскольку российский президент выступил против включения в его текст ссылок на права человека и законность.
Комиссар ЕС по внешней политике Крис Паттен опроверг утверждения о том, что ЕС настолько сосредоточился на достижении договоренности с Москвой по Калининграду, что смягчил свою позицию по Чечне.