В понедельник на юге России возникла угроза экологической катастрофы: десятки тысяч птиц, покрытых нефтяной пленкой, и нефтяные комки заполнили морской берег. За день до этого не менее 11 судов, в числе которых был небольшой нефтяной танкер, затонули или разбились в результате мощного шторма, сообщили российские власти.
На берег выбросило три тела, еще 20 моряков числились пропавшими без вести поздно вечером в понедельник, когда поиски пришлось приостановить из-за тяжелых погодных условий, передало агентство "Интерфакс" со ссылкой на представителей Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ. Официальные лица добавили, что выжившие могут погибнуть от холода прежде, чем их обнаружат.
Один из местных чиновников - губернатор Краснодарского края Александр Ткачев - сообщил, что от разлива нефти пострадали 30 тыс. птиц, которым грозит гибель, цитирует "Интерфакс". Международная экологическая организация Всемирный фонд дикой природы сообщает, что тяжелая нефть опустилась на дно, что неизбежно приведет к уничтожению среды обитания морских существ и гибели рыбы.
Танкер "Волганефть-139" раскололся под ударами пятиметровых волн в Керченском проливе, который соединяет Азовское море с Черным и через который идет экспорт нефти на танкерах из России и стран Каспийского бассейна в Европу. 13 членов экипажа были спасены, однако 1,3 тыс. тонн тяжелой и вязкой нефти - 560 тыс. галлонов - вылилось в море.
"Экосистеме региона нанесен серьезнейший урон, - приводит "Интерфакс" слова эколога Алексея Зименко из Всемирного фонда дикой природы. - Последствия будут сказываться еще много лет".
По утверждению российских властей, капитаны судов не обратили внимания на штормовое предупреждения, однако выжившие рассказывают, что море разбушевалось внезапно и вряд ли что-то можно было сделать.
"Волны были слишком высокие, и мы не смогли поднять якорь, - печально рассказал один из спасенных моряков в интервью телекомпании РТР с больничной койки в городе Тамань на юге России. - Все случилось в один миг. Мы слушали, а потом пошли ко дну".
Виктор Бельцов, пресс-секретарь Министерства по чрезвычайным ситуациям, в телефонном интервью обвинил в катастрофе капитанов и владельцев пострадавших судов. "Все они отлично знали, что прозвучало штормовое предупреждение, - отметил он. - Руководство этих компаний просто проигнорировало данные предупреждения".
Российская прокуратура сообщила, что начнет уголовное расследование, чтобы установить виновных в нанесении ущерба окружающей среде.
Однако Всемирный фонд дикой природы в своем заявлении подчеркивает, что виноваты не только ошибочные решения капитанов - корни проблемы лежат глубже. Организация указывает, что в России существует практика использования речных танкеров, аналогичных "Волганефти", в неспокойных водах в открытом море.
"Это общая проблема системы, - заявила организация. - Большинство речных танкеров не приспособлено для подобных штормов, а морские суда не могут ходить по Дону и Волге".
В заявлении говорится, что случившийся инцидент, первый крупный морской разлив нефти в России за время нынешнего нефтяного бума, должен заставить страну принять более строгие законы о танкерном судоходстве. Всемирный фонд дикой природы отмечает, что в США закон, требующий использовать танкеры с двойным днищем, был принят после крушения танкера Exxon Valdez в 1989 году.
Существенно меньше нефти вылилось в море в результате аварии танкера у побережья Испании в 2002 году - тогда произошла утечка 63 тыс. тонн, погибла морская экосистема, пострадали многочисленные пляжи. Однако порой количество вылившейся нефти может оказаться менее важным, чем место, где произошел инцидент. В воскресенье утечка случилась в относительно узком проливе, недалеко от берега, и потому она может оказаться особенно опасной.
Между тем разливы нефти из трубопроводов на суше - нередкое в России явление. Страна является вторым в мире экспортером нефти после Саудовской Аравии и обладает обширной наземной сетью нефтепроводов - они связывают сибирские месторождения с перерабатывающими заводами, например, в Польше.