Представители государства и Церкви в течение многих лет обвиняют Кирилла Серебренникова во всевозможных проступках: то он уродует классику, то порочит Церковь, то фальсифицирует историю, то пропагандирует секс и содомию - так в консервативных кругах принято называть нетрадиционную сексуальную ориентацию. Теперь "он и его коллеги обвиняются следственными органами в незаконном использовании государственных средств. Согласно обвинению, театральная постановка, на которую министерство культуры выделило средства, никогда не показывалась со сцены - при этом она с успехом шла (на сцене "Гоголь-центра") последние пять лет", - пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Теперь выясняется, что предпосылкой для выдвинутого против Серебренникова обвинения, возможно, стало расследование, проведенное неправительственной антикоррупционной организацией Transparency International - Russia (TI-R). "В январе, - сообщает автор публикации Николай Клименюк, - TI-R обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность договоров Серебренникова с его театром, "Гоголь-центром". Это было частью финансируемого берлинским офисом компании крупномасштабного расследования, результаты которого TI-R опубликовала 23 октября. (...) Расследование касалось 135 театров Москвы и Санкт-Петербурга, получающих государственное финансирование. По мнению сотрудников TI-R, им удалось обнаружить вызывающие подозрение договоры в 14 из них, что и привело к обращениям в прокуратуру".
Генпрокуратура подтвердила нарушения закона в двух случаях: в деле руководителя театра кошек Юрия Куклачева и Кирилла Серебренникова. Тем не менее, в докладе TI-R говорилось о том, что якобы "все 14 художественных руководителей искусственно создали себе дополнительные возможности для зарабатывания денег, возглавляя государственные учреждения, финансируемые налогоплательщиками", передает автор.
Что касается "Гоголь-центра", то здесь на долю государственного финансирования приходится 33% (в общей сложности 1,14 млн евро в год) - самый низкий показатель среди театров, попавших в материалы расследования. "Из всех московских театров "Гоголь-центр" представляет больше всего премьер за сезон", - пишет автор статьи.
"Гонорары звездного режиссера Кирилла Серебренникова составляли около 4700 евро за постановку - для тех, кто знаком с театральной сферой, эта сумма выглядит просто смешной. Однако эксперты TI-R, по их собственным заявлениям, с этой сферой не знакомы и не сочли нужным учитывать ее особенности; излишним они посчитали и обращение к специалистам за консультацией. Единственное, что их интересовало, это то, что Серебренников выставил своему театру счет на свой гонорар как частный предприниматель", - повествует FAZ.
Как поясняет автор статьи, действующее российское законодательство в сфере контроля над расходованием бюджетных средств усложняет функционирование театра, вынуждая руководителей использовать "творческий подход" в бухгалтерском учете. В театральной среде считают, что "законы намеренно не меняются, чтобы государство имело возможность держать театры на коротком поводке".
"Российская конституция однозначно запрещает цензуру, поэтому свобода искусства и слова ограничивается государством косвенным образом. Для этого за последние годы был принят целый ряд законов: о защите чувств верующих, о защите молодежи от пропаганды гомосексуализма, наркотиков и суицида, законы против экстремизма, сепаратизма и фальсификации истории. Особо излюбленным методом у государства стало экономическое давление и криминализация абсолютно порядочных бизнесменов, поскольку таким образом можно заставить замолчать тех, кто впал в немилость, выставив (...) их мошенниками и ворами", - отмечает Клименюк.
"Именно таким образом государство и обставляет теперь репутационный крах Серебренникова и бросает тень на театральный мир в целом. И в этом задействована независимая TI-R, даже если на первый взгляд не видно никакой связи между ее расследованием и начавшимся процессом. Естественно, публикация доклада вызвала волну критики, (...) однако реакция сотрудников TI-R (...) указывает на то, что проблема гораздо глубже, чем несостоятельность отдельно взятой организации", - говорится в статье.
"Вы только и можете, что веселить людей, вы готовы жизни себя лишить ради государственного финансирования", - написал некий сотрудник TI-R в "Фейсбуке", адресуя свою сентенцию режиссеру Михаилу Угарову. Угаров, замечает автор, возглавляет "Театр.doc", который ощущает на себе мощное политическое давление и не получает от государства ни копейки.
"Мы - не общество по защите прав человека, - заявляет руководитель PR-отдела организации Глеб Гавриш. - В нашу задачу не входит защищать интересы режиссера Серебренникова".
"Тут обнажается одна из основных проблем гражданского общества в России: защита прав человека вытесняется из антикоррупционной борьбы, более того, она рассматривается как преграда. Пренебрежительное отношение к правам человека и агрессивная (...) неприязнь к культуре вписываются в общую картину - в конечном счете, свобода самовыражения - это категория, относящаяся к правам человека".
В своем докладе TI-R рекомендует расширить контроль над расходованием бюджетных средств и предоставить контрольным инстанциям в Минкульте больше полномочий, сообщает издание.
"Оправданно ли государственное финансирование, сотрудников TI-R не интересует. То, что государство финансирует театр кошек или театр поп-музыки, их не смущает - главное, чтобы документы были в порядке. Тот факт, что нередко государственное финансирование объясняется лишь верностью режиму, они из виду упускают. Неизвестно, что думает берлинский офис организации по этому поводу - все запросы FAZ остались без ответа", - резюмирует автор.