Другой взгляд на "автопортреты" Рембрандта: издав 4-й том произведений голландского живописца, Исследовательский проект "Рембрандт" (RRP) решительно порывает с традиционным взглядом на творчество художника, 400-летие со дня рождения которого (15 июля 1606 года) мир собирается отмечать. Говоря коротко, выяснилось, что "автопортреты" Рембрандта таковыми не являются (во всяком случае, в современном смысле этого слова), не говоря уже о том, что некоторые из них вообще принадлежат не его кисти. Предыдущий том вышел в 1989 году.
Уже сорок лет RRP занимается ревизией творчества амстердамского художника. Этот проект уникален в своем роде: он объединяет ученых, использующих весь арсенал средств исследования художественного творчества. Работают они под эгидой нидерландского научного центра и Амстердамского университета. Цель - разобраться в огромном количестве полотен, где подлинники перемешаны с копиями и вариантами. В 1935 году эксперт Абрахам Бредиус насчитал 611 полотен Рембрандта, из которых две трети, скорее всего, были написаны не им. Его каталог открывался 62 "автопортретами", в подлинности которых сегодня можно усомниться даже не прибегая к техническим средствам проверки.
Когда в 1968 году RRP приступил к работе, он рассчитывал закончить ее за два года. Из работ, написанных после "Ночного дозора" (с 1642 по 1669 год) ему осталось опубликовать исторические полотна (5-й том должен выйти в 2007 году), портреты, а также "трони" - этим голландским термином обозначаются "рожи", т.е. странные персонажи в экзотических костюмах, смысл изображения которых до сих пор не понятен.
В предисловии к 4-му тому говорится: "С помощью технических средств иногда возможно показать, что полотно принадлежит не кисти Рембрандта. Однако обратное никогда не бывает возможным". Тем не менее, RRP прочно опирается на науку. Так, дендрохронология (определение возраста дерева) позволяет с точностью почти до недели установить, когда раму для картины внесли в мастерскую Рембрандта. Проверка "автопортретов" была возобновлена после обнаружения кварца в грунтовке "Ночного дозора". До этой картины Рембрандт заказывал уже аппретированные холсты. После "Ночного дозора" он сам готовил грунт из смеси тонкого песка (вот откуда взялся кварц) и глины. Но дело в том, что к такому методу прибегал только один Рембрандт.
Когда удается научно подтвердить, что такой-то холст явно вышел из его мастерской, остается самое трудное: установить, что принадлежит кисти художника, а что написано его учениками. И здесь уже нужна очень кропотливая работа с использованием метода дедуктивного анализа.
В настоящее время известны 90 "автопортретов" Рембрандта - это живопись, гравюры или рисунки. 20 из них отвергнуто. Из 31 эстампа лишь 4 могут считаться "официальными" портретами художника. Штутгартская галерея будет очень расстроена, потеряв свой "автопортрет". Еще в 1962 году, когда она его приобрела, его подлинность ставилась под сомнение, но еще в 2000 году он выставлялся в Гааге как вероятный шедевр Рембрандта. Зато картины, хранящиеся в Лувре и в Лондонской национальной галерее, по-прежнему фигурируют в списке работ великого художника.