В отсутствие жизнеспособного военного варианта решения ядерной проблемы в Северной Корее и Иране администрация Джорджа Буша берет на вооружение стратегию сдерживания и устрашения в стиле холодной войны, которая не перекрывает полностью путей к переговорам.
Хотя аналитики и дипломаты в Вашингтоне не исключают возможности нанесения военного удара США по Ирану - некоторые даже предполагают, что шансы такого решения к будущему лету будут выше 50%, - кажется, что доктрина превентивной войны Джорджа Буша погребена под обломками Ирака.
Переговоры в ООН в связи со стремлением США добиться легитимного ввода санкций на основе резолюции СБ ООН будут тяжелыми. Однако успех стратегии США в обоих регионах будет в большей степени зависеть от формирования коалиций для противостояния Китаю и России.
Ввод финансовых и торговых санкций, замораживание активов, международная изоляция за счет запретов на поездки и перехват груза на море будут сопровождаться действиями по усилению военной мощи союзников. Это предполагает более тесное военное сотрудничество с государствами Персидского залива и более внимательное отношение к предложениям правительства Японии о возможном пересмотре пацифистской конституции.
Интервью с представителями США, которые пожелали остаться неизвестными, показали, что "теология освобождения", которая доминировала в политическом дискурсе после терактов 11 сентября, особенно в прошлом году во второй инаугурационной речи Джорджа Буша, уступила место более прагматичному подходу.
Этот сдвиг настолько очевиден, что и неоконсерваторы, и либеральные ястребы из числа демократов встревожены тем, что столь явный переход администрации Буша к реалполитик может означать отказ от обещаний угнетенным народам и вступление на путь переговоров о сокращении ядерного потенциала с Ираном и Северной Кореей. За пределами США более 100 арабских и мусульманских активистов обращаются к Бушу с призывами подтвердить свою приверженность последовательным демократическим реформам в арабском мире. Они пишут, что автократы усиливают репрессии, воодушевленные видимым отступлением США.
Впечатление об отступлении США усиливается словами одного из представителей США, что Америка готова обсуждать в ООН взаимные уступки в параллельных дискуссиях по поводу Северной Кореи, Ирана и Судана. "Существуют конкурирующие интересы", - говорит он.
Клифф Капчен, аналитик из консалтинговой группы Eurasia Group, считает, что администрация Буша нащупывает возможную альтернативу имеющемуся "бинарному выбору" между сосуществованием с ядерным Ираном и нанесением точечных ударов. "Эта администрация не примирилась с ядерным Ираном, но ей приходится мириться с Северной Кореей".
Тем не менее администрация США обозначила предел в связи с распространением ядерного вооружения Северной Кореей. Если Пхеньян попытается распространять оружие или материалы, в этом контексте Буш упомянул Иран и Сирию, следует ожидать военной реакции со стороны США.
Любая стратегия сдерживания - если она сложится - будет сопровождаться серьезным спадом в отношениях с Россией, считает Капчен.
Один из американских чиновников сказал, что давление на Иран не может изменить режим, но может поддержать более прагматичные силы, которые стремятся к достижению соглашения с США. Хотя США начали движение в направлении диалога с Ираном, они все еще отказываются от переговоров один на один и настаивают на том, чтобы Иран сначала приостановил работы в рамках ядерной программы.
В ситуации с Северной Кореей США точно так же сопротивляются прямым переговорам за рамками шестистороннего процесса, который застопорился почти на год. В ответ на заявление Северной Кореи о проведении ядерных испытаний в понедельни. США обратились к риторике изоляции и сдерживания.
"Я полагаю, что Северная Корея понимает, что запуск ядерной ракеты, скажем так, не приведет ни к чему хорошему для корейского общества, - сказала госсекретарь США Кондолиза Райс. - Северная Корея не должна заблуждаться относительно того, что означает для нее ядерное нападение на США, на кого-либо из наших союзников или на кого-либо в регионе".
Джон Хиллен, заместитель госсекретаря по политическим и военным вопросам, возглавляет движение за "новую архитектуру безопасности" в Персидском заливе, которая противостояла бы угрозе со стороны Ирана. Это означает подкрепление военного сотрудничества с арабскими странами в рамках Совета по сотрудничеству стран Персидского залива.
Неудивительно, что арабские страны, которые боятся и гнева США, и угрозы исламского экстремизма после 11 сентября, приветствуют такие соглашения.
Однако Эмиль Эль-Кокаем, аналитик из Stimson Center, говорит, что в государствах Персидского залива есть свои сложности.
Он вспоминает, что Катар, где размещены американские военные базы, был единственной страной в Совете Безопасности, не проголосовавшей за требования к Ирану прекратить работы по обогащению урана. Он говорит также, что стратегия сдерживания, полагающаяся в основном на наращивание военной мощи Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, может обернуться против нас, так как будет использоваться как оправдание "потребности Тегерана в средствах устрашения".
Менее авантюристская международная политика приветствовалась бы общественностью США, согласно опросу Chicago Council on Global Affairs. Трое из четырех американцев думают, что США перебарщивают с ролью мирового полицейского, а 61% опрошенных заявили, что война в Ираке не снизила угрозу терроризма.