Соединенные Штаты представили Совету Безопасности ООН текст резолюции по санкциям в отношении Северной Кореи и выразили желание, чтобы голосование прошло сегодня. Но Россия и Китай сдерживают процесс, выступая против ссылки на Главу VII Устава ООН, предусматривающую применение силы.
Документ, составленный постоянным представителем США в ООН Джоном Болтоном в ответ на ядерные испытания, проведенные в понедельник, содержит шесть основных пунктов: инспектирование всех торговых судов, прибывающих в Северную Корею и покидающих ее, с целью перехвата оружия массового поражения; полное эмбарго на продажу оружия; осуждение баллистических и ядерных испытаний и запрет на проведение новых испытаний; арест имущества и замораживание банковских счетов частных лиц и организаций, имеющих отношение к программам по созданию ОМП; требование к Северной Корее отказаться от ядерной программы, дать согласие на инспекции и присоединиться к Договору о нераспространении и возобновить многосторонние переговоры с США, Россией, Китаем, Японией и Южной Кореей.
Внесению текста резолюции предшествовали напряженные переговоры между Вашингтоном и Пекином. Все началось утром, когда официальный представитель китайского МИД Лю Цзяньчао дал понять, что резолюция не должна "наказывать" Пхеньян, настаивая на голосовании "за меры, способные привести к освобождению от ядерного оружия, миру и стабильности на полуострове, а также к возобновлению многосторонних переговоров". Смягчение тона между Пекином и Пхеньяном было подтверждено пожеланиями Лю о "контактах между Северной Кореей и Соединенными Штатами".
Через несколько часов специальный посланник президента КНР Тан Цзясюань прибыл в Белый дом, где встретился с президентом Джорджем Бушем, госсекретарем Кондолизой Райс и советником по национальной безопасности Стивеном Хадли. Результатом этих переговоров стало смягчение текста резолюции, из которой были вычеркнуты все ссылки на незаконное действия, не имеющие отношения к распространению ядерного оружия, такие как контрабанда валюты и наркотиков, а также японские предложения о препятствовании прибытию северокорейских самолетов и кораблей во все страны мира. Когда китайский советник покинул Белый дом, казалось, компромисс был близок, но вечером "холодный душ" устроила Москва: постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин заявил, что он не уверен в том, что голосование может состояться сегодня, потому что "ответ Северной Корее должен быть твердым, но принят без спешки с холодным рассудком".
Почти в то же время постоянный представитель КНР при ООН Ван Гуанья заявил агентству Reuters: "Никто не говорит, что голосование должно пройти немедленно, многие положения не вызывают возражений, но по некоторым пунктам еще существуют разногласия". Явный намек на то, что в тексте резолюции, представленном США, имеется ссылка на Главу VII Устава ООН, которая предусматривает применение силы в случае необходимости, в то время как Пекин хотел бы, чтобы в тексте содержалась ссылка лишь на статью 41 этой главы, которая предусматривает лишь тотальное эмбарго в качестве максимальной ответной меры в случае неподчинения.
Возражения Москвы и Пекина могут продлить переговорный марафон до конца недели. Но Вашингтон не намерен затягивать время, и Болтон дал понять, что потребует проведения голосования: "Совет Безопасности должен дать ответ Северной Корее в течение той недели, когда она провела ядерные испытания. Мы открыты к дальнейшим переговорам, но выступаем за быстрое решение, переговоры не должны быть предлогом для бездействия". Отсюда предположение о том, что США потребуют провести голосование, но при этом рискуют столкнуться с тем, что Москва или Пекин воздержатся от голосования. "Мы всегда заявляли, что хотим получить как можно большее количество положительных голосов в Совете Безопасности, но необходимо срочно направить сильный и быстрый сигнал", - сказал Болтон.