"Северная Корея уже располагает по меньшей мере 6 ядерными бомбами, и, чтобы остановить ее, сейчас уже ничего нельзя предпринять: превентивный удар спровоцирует новую Хиросиму или Нагасаки. Необходимо лишь укреплять противоракетную оборону, надеяться убедить Японию и Южную Корею не создавать собственное ядерное оружие, и работать над сменой режима, который через 10-15 лет мог бы привести Пхеньян в состояние, приемлемое для мирового сообщества". Не слишком оптимистичная оценка Джона Пайка, директора Global Security, мозгового центра, занимающегося исследованиями в области военной стратегии по всему миру.
- Почему вы убеждены, что у Северной Кореи уже есть атомные бомбы, готовые к запуску?
- Потому что КНДР располагает всей технологией, которая имеется у Пакистана. Между Пхеньяном и Исламабадом сложился такой же альянс, как между Вашингтоном и Лондоном. Более того, некоторые аналитики полагают, что последнее ядерное испытание, проведенное Пакистаном, в действительности проводилось для Северной Кореи, чтобы работа Пхеньяна в этом направлении могла продвигаться и при этом не последовало никакой реакции (международного сообщества).
- Но Франция заявила, что воскресное испытание закончилось провалом.
- Сокращенный взрыв не обязательно означает неудачное испытание. Возможно, Пхеньян испытал лишь первичный сегмент бомбы, которая взрывается в две фазы. В подобных случаях первый взрыв мощностью около килотонны служит для испускания пучка х-лучей, чтобы произвести вторичный взрыв, сопровождающийся ядерным синтезом. Вполне возможно, что корейцам надо было проверить действие именно этого механизма. В любом случае, через Пакистан они получили уже всю необходимую технологию.
- У Пентагона имеются планы по нанесению удара по Пхеньяну?
- Естественно, и рассматриваются по крайней мере пять вариантов: оперативный план 5027 - по вторжению, 5026 - по нанесению ударов с воздуха, 5029 - вариант падения режима, 5030 - по нанесению удара, которому будут предшествовать различные превентивные меры, и, наконец, морская блокада.
- Какой военный сценарий можно применить в условиях данного кризиса?
- Уже никакой, если, конечно, нет стремления к массовому ядерному уничтожению. Физически невозможно нейтрализовать все северокорейское оружие в ходе первой волны ударов. В нынешних условиях Пхеньяну достаточно лишь одной ракеты, чтобы поразить Сеул или какой-нибудь японский город, чтобы повторить Хиросиму или Нагасаки. Северная Корея и Япония будут выступать против любого американского рейда.
- Могут ли оказаться полезными экономические санкции и морская блокада?
- Нет, потому что у Ким Чен Ира уже есть бомба, о которой он мечтал.
- Но эти меры могли бы способствовать падению режима Ким Чен Ира?
- Китай и Южная Корея никогда не позволят осуществить карательные меры, которые могли бы свалить режим, потому что вслед за падением режима разразится масштабная дестабилизирующая гуманитарная катастрофа. Сеул выступает за воссоединение, но по немецкой модели, несмотря на то что она создала многочисленные проблемы для Запада. Северная Корея намного более отсталая, чем Восточная Германия, и ее неожиданное крушение спровоцирует бедствия, сравнимые с последствиями падения Берлинской стены, помноженными на сто.
- Возможно ли вести переговоры с Северной Кореей, как с Ливией?
- В Триполи был сын Каддафи, который хотел получить в наследство нормальную страну. В Пхеньяне - нет: политика Ким Чен Ира заключается в одном - "вооруженные силы прежде всего".
- А смена режима?
- Теперь уже невозможна. Разве что через 10-15 лет, когда Ким Чен Ира уже не будет или он будет очень слаб, можно будет вести переговоры с генералами.
- Это единственная реальная перспектива?
- Да, помимо укрепления нашей противоракетной обороны и надежд на то, что Япония и Южная Корея будут полагаться на нашу защиту.
- В Вашингтоне ведется предвыборная дискуссия по поводу ответственности: демократы обвиняют Буша, который потерял время и ресурсы в Ираке, а республиканцы осуждают Клинтона. Кто прав?
- Обе стороны - в том смысле, что и администрация Клинтона, и администрация Буша несут ответственность за то, что выпустили из рук контроль над ситуацией.