Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 сентября 2006 г.

Амит Пейли | The Washington Post

Даже любовь опасна в поляризованном Багдаде

Усиливающаяся напряженность между суннитами и шиитами почти покончила со смешанными отношениями

Он был энергичным компьютерным инженером, она - застенчивой студенткой в его альма-матер. Они полюбили друг друга, познакомившись за обедом в университетском кафетерии, и дело быстро дошло до помолвки.

Готовясь к совместному будущему, они редко обсуждали тему, которая при Саддаме Хусейне стала лишь примечанием в сердечных делах: он принадлежал к шиитам, она - к курдам-суннитам.

Но теперь эти ярлыки разлучили их. Семьи запретили им вступать в брак с представителем другого течения, и они удалили номера мобильных телефонов друг друга и перестали разговаривать.

"В нашей стране больше нет надежды, что сунниты и шииты влюбятся", - сказал 25-летний инженер Хушем аль Гиззи, когда он, пряча лицо в ладонях, вспоминал эту историю.

Десятилетиями браки между суннитами и шиитами в Ираке были таким же обычным делом, как ежедневный призыв на молитву. Но религиозная война, охватившая страну, поставила барьер для суннито-шиитских романов.

Женатые пары скорее подадут на развод, чем станут терпеть осуждение соседей. Финансы расколоты в результате смертельных угроз. И молодые иракцы все чаще приходят к выводу, что куда легче держаться своего клана, когда речь идет о любви и семье.

В стране, где смешанные браки долго считались цементом, скрепляющим многонациональное общество, любовная сегрегация суннитов и шиитов не просто отражает бездну, заполненную ненавистью, между двумя группами - это и мрачное предвестие будущего.

"Дело в том, что все присоединяются к одной из сторон, готовясь к большой гражданской войне, - сказал Аднан Абдул Карим Инад, менеджер радиостанции "Сот аль Джамайя", передающей в эфир печальные истории влюбленных суннитов и шиитов. - В напряженности между суннитами и шиитами, когда речь идет о любви и браке, видна поляризация Ирака".

Новое табу на романы суннитов и шиитов - лишь одно из множества препятствий для любви в охваченной войной стране. Религиозные власти запретили встречи без серьезных намерений. Женщины, опасающиеся кровопролития, стали узницами в собственных домах. Пары не ходят в дорогие рестораны, когда-то полные воркующих голубков, так как боятся террористов и похитителей людей.

"Это эпоха любви по мобильному телефону, - сказал 33-летний Омар аль Аззави, владелец интернет-кафе, у которого отец суннит, а мать шиитка. - Если я когда-нибудь женюсь, нам придется жениться по телефону. Может быть, и любовью нам придется заниматься по телефону".

У 24-летнего суннита Хамида Айяда разрыв помолвки с одноклассницей-шииткой произошел вскоре после вторжения коалиции во главе с США в 2003 году. Невеста поразила его вновь обретенной гордостью когда-то угнетенных шиитов, проявившейся в таких обычаях, как самобичевание и паломничество в святые места - города Кербала и Неджеф.

Айяд обвинил невесту в фанатизме и разорвал отношения. Между тем, послушав, как он говорит об "отсталых" шиитах, понимаешь, что и он приверженец своей секты.

"Даже если это будет единственная женщина на земле, я не женюсь на шиитке", - заявил Айяд, недавний выпускник факультета управления в Университете аль Турата.

Как и многие молодые иракцы, Айяд так занят тем, чтобы просто остаться в живых, что в последние три года мало думает о свиданиях. "Я самому себе не могу гарантировать жизнь, - сказал он. - Как я могу жениться и отвечать за других?"

Когда же в Ираке будет достаточно безопасно, чтобы подумать о браке?

"Когда петух начнет нести яйца", - ответил он с непроницаемым лицом.

Университеты остаются, пожалуй, наиболее безопасным местом для романтических свиданий.

Но даже если одинокие сердца встречаются в кампусе, религиозные различия быстро разлучают их. Молодежь говорит, что клин между членами смешанных пар вбивают прежде всего родители.

Самар Хусейн, ныне 27-летняя служащая, шиитка по вероисповеданию, сказала, что ее родители поначалу обрадовались, когда соученик-суннит четыре года назад попросил ее руки. Ее старший брат и тетка состоят в браках с суннитами, и семью мало волновал этот вопрос.

Но теперь ее семью беспокоят практические проблемы смешанного брака. Большие районы Багдада стали закрытыми зонами для членов определенных религиозных течений. Тем, кто идет туда, грозит похищение или смерть.

"Если шиитка выйдет замуж за суннита, как ее мать сможет прийти повидать ее? - спросила Хусейн. И когда страна так разделена на суннитские и шиитские районы, возникнет нелегкий вопрос: уйдут женщины со своими мужьями или останутся со своими семьями? А дети? Кто о них позаботится?"

Родители Хусейн запретили ей встречаться с суннитом, но она продолжает ворковать с ним по телефону. Она не нарушит обычай, требующий разрешения родителей на брак, но надеется, что семьи передумают. "Мы положились на волю Аллаха, - сказала она. - Может быть, он посеет любовь между нашими семьями и наставит их на истинный путь".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru