Северная Корея, возможно, сотрудничает с Сирией на некоем ядерном объекте в Сирии. Об этом свидетельствуют новые разведданные, собранные США в последние полгода, сообщили информированные источники. Эти данные, поступившие в основном из Израиля, включают эксклюзивные спутниковые снимки, которые привели американских чиновников к выводу, что объект может использоваться для производства материала для ядерного оружия.
С новой информацией, в частности со снимками, полученными в последний месяц, были ознакомлены, согласно инструкциям советника по национальной безопасности США Стивена Хэдли, только несколько высокопоставленных чиновников. В связи с этим многие представители разведывательного сообщества не знали о ее существовании или не могли с определенностью оценить ее значимость, сообщили источники, согласившиеся на беседу на условиях анонимности. Некоторые говорили, что первоначальные сообщения о подозрительной активности зачастую со временем подвергаются переоценке, и относились со скепсисом к мысли о том, что Северная Корея и Сирия, которые сотрудничают в сфере ракетных технологий, организуют совместное предприятие в ядерной сфере.
Вчера, несмотря на неоднократные запросы, пресс-секретарь Белого дома и посольство Израиля отказались предоставить комментарии. Пресс-секретарь сирийского посольства сказал, что в данный момент не может сделать заявление.
Новые разведданные появились в неудобный момент для администрации Буша, которая с начала текущего года прилагает усилия к заключению соглашения с Северной Кореей о прекращении программ создания ядерного оружия. На прошлой неделе американские и северокорейские источники провели в Женеве переговоры по шагам, которые требуются для нормализации отношений, а на этой неделе делегация американских, российских и китайских экспертов посетила ядерный объект в Йонбене с целью выработки способов его демонтажа. О новых разведданных, касающихся связей Северной Кореи и Сирии, первой сообщила минувшим днем газета The New York Times.
На переговорах в Женеве Северная Корея выразила готовность удовлетворить требования США предоставить информацию о предполагаемой программе обогащения урана, которая и спровоцировала кризис вокруг северокорейских ядерных амбиций, указали источники. По словам американских чиновников, в 2002 году северокорейские официальные лица признали факт проведения программы, однако впоследствии Пхеньян опроверг факт признания. Тем временем страна возобновила эксплуатацию плутониевого объекта в Йонбене и выработала такое количество оружейного материала, которого достаточно для создания 10 единиц ядерного оружия. В октябре страна провела испытания ядерной бомбы.
На переговорах в Пекине в марте 2003 года северокорейский чиновник пригрозил передать ядерный материал другим странам. Президент Буш заявил, что, передав свои ядерные технологии другим сторонам, Северная Корея перейдет последнюю черту. На прошлой неделе Израиль провел загадочный рейд против ряда объектов в Сирии. Израильское правительство отказалось открыть какие бы то ни было детали, однако один бывший израильский чиновник заявил, что ему сообщили, что целью рейда был объект с мощностями по производству неконвенционального оружия.
Другие эксперты предполагали, что Израиль проверял ПВО Сирии в ходе подготовки к рейду против Ирана или что Израиль атаковал оружие, предназначенное для "Хизбаллы" в Ливане.
Башар Джаафари, сирийский посол в ООН, заявил репортерам, что мысль о связях с "Хизбаллой" смехотворна.
Сирия подписала договор о ядерном нераспространении, однако не согласилась на дополнительный протокол, который обязывает подписавших впускать расширенные инспекции МАГАТЭ. GlobalSecurity.org, предоставляющий информацию об оружии массового поражения, заявил: "Хотя про Сирию давно говорили, что она представляет угрозу для ядерного нераспространения, стране, похоже, не хватает средств, чтобы зайти далеко".
В распоряжении Сирии есть китайский "миниатюрный" исследовательский реактор в Дайр аль-Хаджаре, однако более крупный реактор страна не смогла получить из-за международного давления на потенциальных поставщиков. Джон Болтон, бывший посол США в ООН и критик сделок администрации с Северной Кореей, заявил, что, учитывая сотрудничество Северной Кореи с Сирией в области ракетных технологий, "есть все основания задать вопросы о том, не распространяется ли это сотрудничество и на ядерную сферу".