В прошлую пятницу в Москве состоялось знаменательное событие. Некоторые из наиболее значительных реформаторов свободного рынка провели несколько часов в оживленной беседе с российским президентом Путиным.
Среди участников были: Эд Крэйн, президент института Като, Хосе Пинера, который, будучи членом правительства в Чили, четверть века назад стал родоначальником первой в мире приватизированной системы социального страхования, и Рут Ричардсон, бывший министр финансов Новой Зеландии, чья роль в успехе реформ свободного рынка была ключевой.
Все они прибыли в Москву для участия в конференции по экономическим реформам, организованной институтом Като и профинансированной Российским институтом экономического анализа и Российским союзом предпринимателей и промышленников.
Отзывы в адрес Путина со стороны Запада - неоднозначны. С одной стороны, он реформирует российскую экономику, но при этом отступает от принципов свободной прессы и демократических реформ.
У него очень слаженная и работоспособная команда ориентированных на рыночные реформы экономистов. Его главный советник по экономическим вопросам Андрей Илларионов высоко оценивается многими западными экономистами, которые знали его или работали с ним последние десять лет.
Одна из излюбленных тем Илларионова, представленная им на конференции, - оптимальный состав правительства. Он предоставил внушительные документальные подтверждения того, что большинство правительств, включая российское, слишком велики, чтобы обеспечить максимальный экономический рост и благосостояние населения.
У администрации Путина четко поставленные цели - обеспечить высокий уровень экономического роста - от солидных 5-6 % прошлых лет до 7 % или больше. Несмотря на последние успехи России в экономике, она все еще отстает от своих более стремительно развивающихся соседей на востоке и юге, в особенности от Китая и Индии.
Успехи России до сих пор частично были связаны с высокими ценами на нефть, газ и металлы, которые она производит и поставляет в больших количествах. Но это означает и особую уязвимость России перед циклическими изменениями цен. Чтобы достигнуть поставленных целей более высокого экономического роста, Россия должна создать современное производство и сектор услуг, недостаток которых в настоящий момент достаточно ощутим.
Советник по экономическим вопросам Илларионов и президент Путин хорошо понимают, что одна из проблем России - разросшаяся бюрократическая система. Например, в штате ЦБ РФ 82 служащих, это втрое больше, чем в Федеральном резерве США, где населения вдвое больше, а ВВП - в 20 раз больше, чем в России.
Рут Ричардсон сказала Путину, что действия по уменьшению численности и полномочий чиновничьего аппарата должны быть более активными. Елена Леонтьева из Литовского института свободного рынка добавила, что такие реформы должны проводиться не за счет перестановки министерских кресел, а за счет урезания бюджета.
Россия провела успешную налоговую реформу, снизив процент налогов до 13%. Однако, в целом, налоговое бремя все еще слишком высоко, чтобы обеспечить конкуренцию в России.
Российский бизнесмен объяснил мне, что перед выплатой зарплаты работникам он вычитает из нее 13% фиксированного налога, 35,6% социального налога (на государственную программу пенсионного страхования), который сейчас предлагают снизить до 26 %. Вдобавок ко всему он должен выплачивать 35% налогов на прибыль и 17% налогов на добавленную стоимость от всех своих покупок.
В своем обращении к Путину Хосе Пинера, чья программа пенсионного страхования принята на настоящий момент 17 странами, подчеркнул необходимость упрощения и ускорения постулируемого перехода России к частично приватизированной системе соцобеспечения.
Эд Крэйн из института Като сделал в своей беседе с Путиным особенное ударение на важности приватизации всех СМИ и свободы слова в прессе. Он заметил, что истинно сильный лидер делает свой народ свободнее. Президент Путин очень активно участвовал в обсуждении и демонстрировал полное понимание всех обращенных к нему рекомендаций и соображений.
Оживленный центр Москвы, если вы туда отправитесь, очень сильно изменился за последние годы, она не особенно отличается от любого другого европейского города. Проблема в том, что центр Москвы - это еще не вся Москва, не говоря уже об остальной России, где обычные люди живут в нищенских условиях, ежедневно преодолевая трудности.
Как человек, неоднократно бывавший в России и участвовавший в ранних попытках реформ, я с радостью наблюдаю прогресс. Одновременно я с грустью вижу продолжающуюся коррупцию и упущенные возможности.
Путин и его советник знают, что они должны делать, но открытым остается вопрос - будет ли Путин использовать свое политическое могущество для быстрого и энергичного проведения реформ, чтобы обеспечить российское "экономическое чудо", или же он ограничится мелкими шагами.
Путин может остаться в истории как еще один российский правитель, не воспользовавшийся представившимися ему возможностями, или как величайший государственный муж, приведший свою страну к свободе и благополучию. Выбор за ним, и он еще не сделан.