В эволюции России при Владимире Путине наблюдается тревожный регресс, пишет журнал Pouvoirs. Внешне дом выглядит более прибранным, чем во времена хаоса при Борисе Ельцине. Но за риторикой о "диктатуре закона" скрывается подавление свобод, прежде всего плюрализма средств массовой информации, продолжается "грязная война" в Чечне, а на верхушке государственной власти идет борьба кланов.
"Российские руководители повернулись спиной к демократии. После 2003 года, и особенно явно после всплеска терроризма летом 2004 года маски были сброшены", - утверждает Мари Мандрас, сотрудница Центра международных исследований (CERI). Через десять дней после кровавой развязки инцидента с захватом заложников в Беслане в сентябре 2004 года Путин объявил о мерах по "усилению борьбы с терроризмом". Одной из них была отмена выборности областных губернаторов... Теперь их назначает Кремль.
"Слабость путинской стратегии состоит в том, что она была задумана как контратака и усиление контроля, а не как реструктурирование государства и методов управления", - подчеркивает Мари Мандрас.
В Париже, где питают слабость к Путину, его ошибки оправдывают необходимостью восстановить авторитет государства. Но "сильное государство", обещанное бывшим подполковником КГБ, буквально колонизировали силовики - выходцы из органов безопасности, МВД, армии и подобных структур. Составляя 25% представителей исполнительной власти, они дерутся за лакомые куски пирога - в нефтяном, газовом и других секторах, отмечает Барбара Вернон.
В свою очередь, журнал BDIC анализирует непростые отношения России с Европейским союзом. Москва хотела бы иметь максимум возможностей по участию в принятии решений ЕС, в частности, в экономической области и в сфере безопасности, не вступая в эту организацию. Однако Евросоюзу, который хочет иметь у своих границ стабильную Россию, очень трудно определить рамки "стратегического партнерства", которое она ему предлагает.
В оригинальной статье о влиянии европейской моды на советскую Лариса Захарова напоминает, что даже в времена СССР Москва посматривала в сторону Запада. В феврале 1958 года в Ленинградском Доме моделей состоялось совещание с участием руководителей местных торговых предприятий и швейной фабрики имени Володарского, посвященное предстоящему выпуску "финских брюк". Было решено реализовать 200 пар нового изделия. Но на следующем совещании возобладало мнение, что низ брюк слишком заужен с точки зрения "советского вкуса", и перед выпуском в массовое производство брюки приказали расширить.