Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 апреля 2005 г.

Петр Бжезинский | The Harvard Crimson

Демократический успех Буша

24 марта Аскар Акаев, который тогда еще был президентом Киргизии, бежал на самолете из страны. Демократические демонстрации, участники которых протестовали против подтасовки на выборах, захватили здание правительства в Бишкеке, столице страны, и одержали верх над вооруженными силами страны и ОМОНом. В прошлый понедельник Акаев официально объявил о своей отставке, которой закончилось его 15-летнее авторитарное правление и которая увенчала демократическую революцию в этой среднеазиатской республике.

"Революция тюльпанов" в Киргизии теперь присоединилась к недавней "оранжевой революции" на Украине и "революции роз" в Грузии и стала третьей демократической революцией в бывших советских республиках за последние полтора года.

Этот знаменательный поворот к демократии не ограничился только территорией бывшего Советского Союза. За последние три месяца в пост-саддамовском Ираке прошли первые демократические выборы. Палестинцы в ходе свободного голосования выбрали умеренного Махмуда Аббаса. В результате демонстраций было свергнуто марионеточное сирийское правительство Ливана, и начали звучать требования о выводе сирийских войск. Хосни Мубарак, правящий Египтом уже 24 года, назначил на конец года многопартийные президентские выборы. Даже в Саудовской Аравии впервые прошли муниципальные выборы. По всему миру люди избавляются от довлеющих авторитарных режимов с невиданной скоростью. Не означает ли это, что президент Буш и его неоконсерваторы были, боже сохрани, правы? Правы насчет Ирака, правы насчет всемирного стремления к свободе и демократии и правы в вопросе необходимости использовать военную мощь Америки для продвижения демократических реформ?

Хотя в некоторых случаях поспособствовали счастливые стечения обстоятельств - как, например, смерть Арафата, но было бы черной неблагодарностью не отдать должное администрации Буша за распространение демократии. Смена режима в Ираке привела к изменению климата на Ближнем Востоке, предоставив народу Ирака возможность справиться с мятежниками и доказав возможность демократии. Что еще важнее, Буш отошел от предыдущей политики "прагматической толерантности" к жестоким автократическим режимам, согласно которой устоявшиеся политические режимы классифицировались как продолжающиеся попытки реформ.

Цинизм, замаскированный под самодовольным наименованием "реализма", не имеет шанса на выживание с рамках вильсоновских представлений Буша о свободе и демократии.

Более того, однажды получив мощный толчок от администрации Буша, продвижение демократии начинает развиваться по циклической системе - это заразно, и вирус распространяется. Никто не поводит прямых параллелей между войной в Ираке и выводом сирийских войск из Ливана. Однако пример самоопределения, показанный Ираком, заставил людей по-новому взглянуть на авторитарное правление у них в стране.

Они поверили, что перемены возможны и у них на родине, и поняли, что США поддержат их реформаторские начинания. Выборы в Ираке несомненно поднимали дух ливанских демонстрантов и усиливали давление на местные авторитарные режимы. Внезапная перемена позиции Мубарака объясняется не перепадами в настроении.

Киргизская революция представляет собой четкий сигнал для разношерстной компании анахроничных деспотов, которые правят в Средней Азии.

В Казахстане Нурсултан Назарбаев отреагировал яростью, порожденной страхом, и закрыл границу с Киргизией, однако ему трудно будет закрыть дорогу народному могуществу. Возможно, мы даже можем надеяться на то, что ветер революции донесет искру демократии до уподобляющейся Северной Корее Туркмении, где правит безумный Туркменбаши ("Отец всех туркмен"), который уподобляет себя богу (в буквальном смысле) и называет месяцы года в честь своих родственников.

Однако распространение демократии - это не панацея. Сама по себе демократия не решит всех проблем стран третьего мира. Бедность не исчезнет по мановению волшебной палочки, коррупция трудно изживается, этническая напряженность может возрасти, а демократия может откатиться обратно к авторитарному личному правлению (примером чего является Россия). Тем не менее демократическое правление - это почти всегда шаг вперед. Проблемы, с которыми сталкивается новое демократическое руководство, неизбежно возникают с течением времени. Авторитарное правительство не решало этих проблем, а ужесточающиеся репрессии могут только усугубить их. Даже если на смену одному авторитарному лидеру придет другой такой же коррумпированный представитель власти, как может случиться в Киргизии, то он будет сдерживаться в своих поступках, хотя бы потому, что у него перед глазами будет пример его предшественника.

В каждой из бывших советских республик обычные граждане вместо того, чтобы покорно принять малоубедительные перевыборы насквозь коррумпированных лидеров, вышли на улицы, требуя честного правительства и честных выборов, и совершили демократическую революцию.

Ни это, ни первое цветение демократии на Ближнем Востоке не было навязано людям под дулом ружья, наоборот, это отражает волю народа, требующего права иметь голос в правительстве. Прежде, чем наша вера в простого человека, возможности народа, падет под натиском просвещенного цинизма или утонченного антидемократического снобизма, давайте на минуту насладимся красотой этих многообещающих реформ. Невиданный марш демократии, эхо которого отдается по всему миру, доказывает и отстаивает справедливость инаугурационного обещания Буша сохранять верность идеалам свободы и демократии и "покончить с тиранией во всем мире".

Источник: The Harvard Crimson


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru