Международная дипломатия проявляет беспокойство, но ученые демонстрируют относительное спокойствие. К громким заявлениям, поступающим из Тегерана относительно ядерной программы, ученые относятся с осторожностью, и им непросто прийти к общему мнению. На протяжении нескольких дней вопрос остается тем же: атомная бомба аятолл все еще мираж в пустыне или нечто более осязаемое? Последний вердикт, но не окончательный, поступил от западных ученых. У Тегерана нет мощностей, научных знаний, технологий и материалов, чтобы в относительно короткие сроки создать ядерный заряд. Стрелки гипотетических часов отодвинуты назад, на 5-10 лет. Пятилетний срок не такой уж большой. О пяти годах говорят и русские, которые одновременно являются научными партнерами и посредниками. "Не раньше 2011 года", - предрек некий дипломат из Москвы. В России довольно скептически относятся и к скорой возможности проведения ядерных испытаний. "Не стоит говорить о производстве обогащенного урана в промышленных масштабах", - заявил глава российского атомного агентства Сергей Кириенко.
Вместе с тем Израиль полагает, что иранцы серьезно продвинулись в реализации своей программы. Глава военной разведки Амос Ядлин отметил, что если заявления Ахмадинежада соответствуют действительности, то аятоллы могут достичь цели уже через три года. Но наиболее интересной версией, поскольку ее поддерживают и другие эксперты, является существование ядерной программы "В". Иранцы отвлекают внимание своей программой "А", предоставляют неполные данные, делают вид, что ведут переговоры. И, в то время как все наблюдают за реализацией этого плана, параллельно ему осуществляется второй. Цель - уйти от проверок, застать врасплох дипломатов, которые все еще надеются на переговоры и пытаются что-то сделать до того, как будет принято решение о применении военной силы.
В последнее время в прессе сообщалось о возможности проведения блицоперации и о добрых намерениях правительств, предлагающих начать переговоры. Но, как подчеркивали различные американские издания, главная опасность заключается в отсутствии реалистичных вариантов действий.
Вчера Washington Post сообщала, что, несмотря на то, что Вашингтон через своего секретаря Кондолизу Райс призывал к "решительным шагам", мало что можно сделать. Генералы предупреждают о рисках, связанных с военной операцией, Россия и Китай противятся санкциям, европейцы "хотели бы, но не могут". В конечном итоге, в выигрыше остается Ахмадинежад, бросивший вызов международному сообществу с решимостью человека, который не боится апокалиптического финала.