В то время как процветающая столица переживает масштабное обновление, российская глубинка прозябает в условиях обветшалой инфраструктуры, что ограничивает национальный экономический рост
Каменка, Россия. - Автобус проезжает лишь метр каждые 15 секунд. Колеса скрипят, словно он завяз в яме. С каждым рывком вперед пассажиры в автобусе хватаются за поручни сидений, подлокотники, запасную шину, за все, что привинчено и за что можно удержаться.
Сделанный в России УАЗ 412 качается влево и вправо, словно лодка в океане, пересекая по льду р. Мезень, громыхая по осколкам льда и завязая в глубоком снегу, подтаявшем под лучами утреннего солнца.
Здесь, всего в 77 км от Северного полярного круга, люди, регулярно совершающие такой ужасный 45-минутный переезд, вовсе не экстремалы. Они обыкновенные российские граждане, добирающиеся до Каменки единственным возможным для них способом - по реке, но не по мосту, а по льду, достаточно крепкому, чтобы по нему проехал автобус.
Отсутствие моста стало причиной банкротства для крупнейшего в городе работодателя, лесопильного завода. Практически в городе никто не работает.
На сегодняшнюю Россию не стоит смотреть только через призму московских денег. Дмитрий Медведев готовится принять 7 мая президентскую власть от своего наставника Владимира Путина, и ему предстоит совершить несколько геркулесовых подвигов, чтобы справиться с проблемами, тормозящими развитие страны, одной из которых является строительство и замена обветшавшей, построенной еще в советскую эпоху инфраструктуры.
Тот факт, что города, подобные Каменке - с физически здоровыми, готовыми работать жителями и рентабельным лесопильным заводом - оказываются отрезанными от окружающего мира, совершенно не вяжется с образом сегодняшней России, в которой постоянно растущие цены на нефть позволили Кремлю собрать "на черный день" фонд в 157 млрд долларов и выплатить западным кредиторам почти все долги, оставшиеся с советских времен.
Но пока Москва продолжает свои нововведения, некоторые районы страны все еще борются с плохими дорогами, некачественным электроснабжением и ветхими жилищными условиями. Более двух третей россиян не имеют доступа к стационарной телефонной связи. С 1 января текущего года в результате взрывов бытового газа в жилых зданиях в 13 городах России погибли не менее 23 человек и пострадали еще 47. Причины взрывов варьировались от утечки газа до использования газовых плит для отопления квартир зимой.
Экономическое препятствие
Плохая инфраструктура стала причиной того, что многие районы России являются непродуктивными и обременительными. В то время как иностранные инвесторы с растущим вниманием смотрят на Россию, уровень иностранного инвестирования мог бы быть гораздо выше, если бы инфраструктура за пределами Москвы была модернизована.
"Очевидно, что российская инфраструктура создаст препятствия экономическому росту страны в ближайшем будущем", - заявил Владимир Сальников, аналитик из московского Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. "Развитие инфраструктуры должно стать двигателем для экономики. Если ничего не будет сделано, плохая инфраструктура будет и дальше тормозить развитие".
Отвратительное состояние российской дорожной системы стоит национальной экономике около 3% ее годового внутреннего валового продукта. Это превышает сумму, которую Россия тратит ежегодно на оборону, согласно заявлениям Кремля.
Проблема плохих дорог или их полного отсутствия особенно остро стоит в Сибири и на Дальнем Востоке, где нередко деревни соединены с остальной Россией только посредством дорогостоящего вертолетного сообщения.
Вынужденные сами заботиться о себе, некоторые деревни находят удивительные способы для адаптации.
Деревня Бородинка, что в 60 км к востоку от Уральских гор, сообщается с ближайшим городом Чироком не дорогой, а узкоколейной железнодорожной полосой. До текущего года местные власти отказывались строить к деревне дорогу, поэтому ее жители были вынуждены использовать дрезину, железнодорожную тележку, наиболее известную благодаря образам с американского Дикого Запада.
Локомотив, который ранее доставлял жителей Бородинки в Чирок и обратно, вышел из строя много лет тому назад, после того как лесозаготовительный завод в деревне закрылся. Поскольку деревня столкнулась с угрозой вымирания, ее жители самостоятельно изготовили дрезины без двигателей, из деревянных досок и железнодорожных колес для узкоколеек.
"В деревню не может доехать машина скорой помощи в случае чьей-либо болезни, поэтому мы привязываем прицеп к дрезине и таким образом везем человека в город", - заявила мэр Бородинки Эмилия Домрочева. "Иногда бывает слишком поздно, и человек умирает по дороге в город".
В этом году власти начали строительство дороги в Бородинку, которая, когда будет закончена, позволит жителям деревни отказаться от узкоколейной железной дороги.
Сезонное приспособленчество
Жители Каменки тоже были вынуждены приспосабливаться. С мая по октябрь через реку Мезень людей перевозит паром. В апреле и ноябре, когда река покрывается тонким льдом, за 11 долларов и 5 минут через реку перелетает самолет Ан-2. К декабрю лед на реке становится достаточно прочным для того, чтобы по нему смогли проехать УАЗы из Каменки, поскольку жители деревни специально поливают лед на реке водой, чтобы сделать его более крепким.
К чему жители не могут адаптироваться, так это к закрытию лесоперерабатывающего завода. В 2007 году он выпустил только 1,3 тыс. кубических ярдов древесины, вместо 417 тыс. в 1956 году. Его цех, похожий на пещеру, простаивает в темноте и тишине, его пилы заржавели и стоят в прошлогодних опилках.
Достойный мост и дорога смогли бы поставить завод вновь на ноги. В настоящее время завод должен сплавлять лесоматериалы и выработанную древесину по реке, что ограничивает его работоспособность до 6 недель в летнее время из-за погодных условий на Мезени.
"Мы словно оказались во временах Великой депрессии, которая обрушилась на США в 30-е годы XX века", - заявил мэр Каменки Сергей Михеев.
В Архангельске, областном центре, где проживают около 356 тыс. человека, ветхие деревянные жилища-избы расположены в центре города, их фундаменты сильно покосились из-за болотистой, нетвердой почвы. Каждый 10-й житель Архангельска не имеет водоснабжения и вынужден стоять в очереди с ведрами в руках за водой у близлежащих колонок, сообщил Олег Головин, заместитель мэра Архангельска.
"Жители Москвы даже не знают, как живут люди в регионах, - отметил Головин. - Все деньги у них, но они не знают, как этими деньгами распорядиться".
По всей России некачественная, устаревшая система электроснабжения тормозит экономику страны. Но системе нужна не только модернизация, ей нужно и расширение. Эти модернизация и расширение, по заявлениям Кремля, необходимы для выполнения плана по удвоению национального ВВП через 10 лет.
В прошлогоднем обращении к российскому народу Путин изложил свои амбициозные планы на будущее: постройка 26 новых атомных электростанций в течение последующих 12 лет, новые гидроэлектростанции в Сибири и на Дальнем Востоке, увеличение энергопроизводства на две трети к 2020 году.
"Фактически это вторая электрификация страны", - заявил он.
Отключения электроснабжения вызывают протесты
Отключения электроэнергии в южном российском городе Махачкале минувшей зимой подтолкнули тысячи жителей города к уличным демонстрациям и акциям протеста против действий властей в условиях возникшего кризиса.
Отключения пришлись на период наиболее сильных заморозков, когда город был во власти холода. Они продолжались три месяца, тысячи людей оставались без света, тепла и горячей воды большую часть суток. Устаревшая, перегруженная система электроснабжения стала причиной кризиса, а споры между энергетическими компаниями относительно невыплаченных долгов только подлили масла в огонь.
"Нам приходилось надевать на себя несколько слоев одежды - пальто, свитера, носки, теплое белье, все, что было под рукой", - рассказала 27-летняя Анджела Магомедова, работающая официанткой в одном из махачкалинских кафе, которая живет вместе со своим отцом, сестрой и двумя братьями в квартире в центре города.
"За ночь мы сжигали по 10 свечей, постоянно ходили наполнять ведра, чайники, даже нашу ванну водой, когда давали воду по водопроводу. Мы словно оказались в средневековье".