Самая сильная российская партия призывает президента Путина вступить в ее ряды - тем самым он может сохранить за собой значительную часть влияния
Вступит или не вступит? Станет ли Владимир Путин членом партии, которую он привел в декабре к победе, возглавив ее выборный список? Сегодня, в понедельник, "Единая Россия" открывает партийный съезд, а во вторник ее нынешний лидер Борис Грызлов предложит Владимиру Путину членство в партии, и не просто членство - место ее главы. Это, по словам Грызлова, будет наилучшим вариантом.
Между тем до сих пор высказывания Путина о "Единой России" можно было назвать восторженными лишь с большой натяжкой; еще в середине февраля он говорил, что не планирует возглавить партию. Грызлов, который, помимо прочего, является спикером Государственной думы, вот уже несколько лет обхаживает Путина, и он никогда не был так близок к своей цели, как теперь. "Путин понял, что он теряет свое влияние. Многие полагали, что когда-нибудь он вновь обратит взор в сторону партии, но никто не рассчитывал, что это случится так быстро", - говорит Алексей Сидоренко из Московского центра Карнеги. Место председателя партии является своего рода "страховкой" на время после 7 мая, даты инаугурации нового президента Дмитрия Медведева, когда соотношение сил между Кремлем и парламентом начнет выстраиваться по-новому; однако одновременно это еще и "знак слабости".
Уже сейчас множатся свидетельства того, что Путин пытается расширить поле своих действий в качестве премьер-министра. Российские СМИ сообщают, что отношения между федеральными чиновниками и губернаторами в регионах будут строиться по-новому; побочным эффектом станет участие премьер-министра в назначении губернаторов. Главы семи федеральных округов, созданных в соответствии с пожеланием Путина для контроля над губернаторами, в дальнейшем перейдут в подчинение правительству - и, тем самым, премьер-министру. Уже заметны контуры второй "вертикали власти", ориентированной на Путина как на главу правительства.
Однако, и это главное, фракция "Единой России" располагает конституционным большинством в парламенте - и лидер партии Путин может воспользоваться этим в своих целях. "Правда, президент может уволить премьер-министра, - говорит политолог Сидоренко, - однако, одно дело - отправить в отставку человека по фамилии Путин, и совсем другое - лидера партии, имеющей большинство как в Государственной думе, так и в региональных парламентах". Сила "Единой России" видна уже сегодня: Грызлов заявил, что на следующий день после инаугурации Медведева Дума утвердит Путина премьер-министром - при этом Медведев пока еще не обещал, что выдвинет на эту должность кандидатуру Путина. Если Путина не удастся убедить в целесообразности его вступления в партию, то Грызлов может изменить устав "Единой России" таким образом, что ее смогут возглавить и беспартийные.
Насколько политическая элита России сбита сейчас с толку, видно и по неровному обращению с Медведевым, который тоже собирается присутствовать на съезде партии. После своего долгого молчания по поводу членства в партии нового президента Грызлов недавно заявил, что будущий президент не может в нее войти, поскольку, будучи главнокомандующим, он как бы является военнослужащим, а военные должны оставаться вне партий. Двумя днями позже он по долгу службы пригласил Медведева вступить в партию, однако есть все основания сомневаться, что тот примет приглашение.
Долгое время членство в партии для высокопоставленных российских политиков было практически исключено, что связано как с воспоминаниями о монополии коммунистов, так и о политически неспокойных 1990-х годах. В президентство Бориса Ельцина президент и парламент были злейшими врагами, и вступление госслужащего в партию было бы воспринято как проявление нелояльности. Однако сегодняшний парламент - это гибкий инструмент власти, прежде всего благодаря искусственно созданной партии "Единая Россия", которая возникла шесть лет назад по воле Путина путем объединения двух других кремлевских творений. Партия, по ее собственным данным, насчитывает почти 2 млн членов, для госслужащих наличие партбилета практически обязательно. Однако суть партийной программы так называемого "профсоюза чиновников", как в насмешку часто называют эту партию, растворена в безусловной поддержке Путина. Это партия идеологического вакуума.
Также по теме:
Путин должен стать главой кремлевской партии (Financial Times Deutschland)
Путин хочет оставить за собой центральную роль (Le Figaro)