Теракты в московском метро стали для россиян очередным напоминанием о все более вероятном сценарии будущего, утверждают в своей статье в The Wall Street Journal эксперты Пол Б. Хенз и С. Эндерс Уимбуш, напоминая, что ответственность возлагается на боевиков-исламистов.
"Сегодня исламизм распространился по всему Северному Кавказу и растет в более густонаселенных мусульманских регионах России в Поволжье. Его нелегко сдержать, тем паче громкими угрозами Москвы", - пишут авторы, отмечая, что в самой Москве проживает более 2,5 млн мусульман. Рождаемость среди российских мусульман намного выше, чем среди русских, и через 10 лет представители номинально мусульманских народов составят, возможно, 20% населения России. При этом "политика российских властей - например, жестокие атаки на чеченцев и другие народы Северного Кавказа в последние годы - бесспорно склонила чашу весов против легкого примирения с властью русских в сознании многих мусульман", - утверждают авторы.
По мнению Хенза и Уимбуша, все могло бы сложиться совсем иначе: в XIX веке в Российской империи существовали самые прогрессивные в мире исламские движения. Но после революции 1917 года мусульманские националисты стремились к независимости своих регионов, апеллируя к праву на самоопределение, провозглашенному большевиками. Однако Ленин вскоре объявил самоопределение контрреволюционным, ибо, по его словам, оно мешало единству пролетариата. "К 1928 году Ленин, а затем Сталин ликвидировали практически всю просвещенную мусульманскую интеллигенцию России", - утверждают авторы.
Чеченцы, традиционно исповедующие суфийский ислам, не были мусульманскими фанатиками, замечают авторы. Однако, на их взгляд, с усилением жестокости российских властей на Кавказе выросла популярность консервативных исламских течений, "что во многом стимулируется ваххабитами из арабских стран, которые просочились на Северный Кавказ для содействия борьбе с Россией".
Как прогнозируют авторы, проблема будет шириться. "Татары и башкиры выступают с беспрецедентными притязаниями на автономию внутри России, иногда даже на полноценную независимость", - утверждают они. Сегодня молодых российских мусульман уже невозможно изолировать от тенденций исламского мира в целом. "Тем временем российская власть следует по проторенной дороге - думает о российских мусульманах так же, как Ленин, хотя мусульман много в крупных городах", - заключают авторы.