На Ближнем Востоке происходят перемены, и только в сфере арабо-израильского конфликта из-за Палестины все то же самое, утверждает в своей статье в The Financial Times Брент Скаукрофт, в прошлом советник по национальной безопасности президентов Джеральда Форда и Джорджа Х. У. Буша.
"Израильские и палестинские лидеры то ли неспособны, то ли просто не хотят вести серьезные переговоры. Но считать, что эта ситуация может сохраняться долго, - выдавать желаемое за действительное", - говорится в статье.
Между тем США напрямую заинтересованы в примирении Израиля с ПА. "Не высказываться о застопорившихся переговорах по плану "два государства", одновременно поощряя демократизацию в других странах, - признак двойных стандартов, вредный для имиджа Америки", - пишет автор. Вдобавок только Америка может убедить израильских и палестинских лидеров пойти на компромисс и решить проблему по модели "два государства".
По мнению Скаукрофта, почти все элементы израильско-палестинского мирного соглашения уже обговорены: они содержатся в "параметрах Клинтона" от 2000 года, договоренности в Осло и "дорожной карте" 2003 года. "Требуется лишь политическая воля израильских и палестинских лидеров под руководством решительного американского президента, дабы объединить различные элементы в заключении, которое все стороны уже публично одобрили в принципе", - пишет автор.
Обаме пора изложить его взгляд на параметры справедливого и жизнеспособного мирного соглашения, пишет автор. Он выделяет четыре важных момента.
"Первое, нужно решить вопрос о территории и границах. Необходимы два государства в границах на 4 июня 1967 года с мелкими, взаимными и согласованными модификациями в соответствии с обменом землями в пропорции один к одному, нужно учесть территории на Западном берегу Иордана, густонаселенные израильтянами", - рекомендует Скаукрофт.
"Второе - найти решение проблемы беженцев, соответствующее модели "два государства", которое не предполагало бы всеобщего права на возвращение в Израиль и учитывало бы обиду палестинских беженцев на несправедливость, одновременно обеспечивая их реальной денежной компенсацией и содействием в переселении", - говорится в статье.
Третье - сделать Иерусалим нераздельной столицей одновременно Израиля и Палестины, где еврейские районы находились бы в составе Израиля, а арабские - в составе Палестины, а для Старого города ввести особый режим.
Четвертое - Обама должен настаивать на демилитаризованном палестинском государстве и механизмах безопасности, которые снимут тревоги Израиля, не нарушая суверенитета Палестины, а также на присутствии многонациональных сил под руководством США, которые обеспечат мирный переходный период.
Эти параметры станут основой для плодотворной и осмысленной дискуссии сторон на мирных переговорах.
Конечно, успех не гарантирован, но интересы национальной безопасности США во многом зависят от прочного примирения Израиля и Палестины, пишет автор. Притязания Ирана на гегемонию невозможно ослабить, пока Тегеран слывет поборником законных целей палестинцев. Пока нет мирного соглашения, Сирия и Ливан останутся аренами непосредственной озабоченности Израиля.
Обаме пора воспользоваться его постом и престижем, чтобы установить мир на Святой Земле, заключает автор.