Биометрический прибор, возможно, знает ответ
В зоне проверки безопасности аэропорта Ноксвилла, штат Теннеси, нынешним летом многих улетающих пассажиров просили пройти за шторку, сесть в овальную металлическую кабинку и надеть наушники.
Вставив одну руку в датчик, который регистрирует физические реакции, пассажиры использовали другую руку, чтобы отвечать на вопросы о своих планах, прикасаясь к экрану. Механизм измерял биометрические реакции - артериальное давление, пульс и потоотделение - а затем их анализировала компьютерная программа. Идея заключалась в выявлении американских чиновников, выполнявших тщательно выстроенную, но как будто террористическую миссию.
Испытания системы, разработанной в Израиле, являются попыткой американского Управления транспортной безопасности (TSA) выяснить, способна ли технология остановить пассажиров, имеющих "враждебные намерения". По существу, система скрининга пытается механизировать прославленную израильскую систему безопасности аэропортов, используя алгоритмы, программу искусственного интеллекта и принципы детектора лжи.
Ни TSA, ни израильская компания Suspect Detection Systems Ltd. не будут обсуждать испытания в Ноксвилле - целью было обнаружение назначенных злодеев, а не идентификация угроз среди реальных пассажиров. Они не скажут даже, какие вопросы задавали путешественникам, хотя в общем система спроектирована для измерения физических реакций при ответе на "больные" вопросы типа "Планируете ли вы нелегально иммигрировать?" или "Везете ли вы наркотики?".
Испытания только сигнализируют о поиске новых путей борьбы с терроризмом с помощью технологий. Власти убеждены, что, помимо охоты за оружием и опасными жидкостями, которые проносят на борт, борьба за безопасность заключается в выявлении опасных пассажиров.
Методика не предназначена для выявления конкретной лжи, говорит Шобтай Шаваль, генеральный директор Suspect Detection Systems - новой компании, стоящей за технологией, получившей название Cogito. "Мы занимаемся поиском стандартов поведения, указывающих на то, что есть у террориста: страх быть изобличенным", - говорит он.
Специалисты по безопасности говорят, что такая технология может поддержать, но не заменить существующие приборы обнаружения и процедуры. Некоторые независимые эксперты, знакомые с продуктом Шоваля, отмечают: его технология еще не достигла зрелости, но у нее есть потенциал. "Невозможно в точности воспроизвести израильскую систему, но, если проникнуться ее философией, эта технология может быть одним из элементов лучшего решения", - говорит Дорон Бергербест-Эйлон, генеральный директор консалтинговой фирмы Asero Worldwide и бывший высокопоставленный чиновник израильских спецслужб.
Пока TSA больше доверяет людям, а не машинам в выявлении подозрительного поведения. В настоящее время в рамках скромной программы привлекаются специалисты по скринингу, которые наблюдают за пассажирами на предмет подозрительного поведения. "Возможно, это единственное, что говорит в пользу человеческого, а не технического решения", - говорит начальник TSA Кип Хоули.
Программа, в которой задействованы люди, названная "Скрининг пассажиров методом наблюдения (Screening Passengers by Observation Technique - SPOT), начала испытания в аэропорту Бостона после 11 сентября и расширена примерно на дюжину аэропортов. Профессиональные группы наблюдают за пассажирами в очереди в зоне безопасности и других местах. Они отслеживают очевидные вещи, такие как теплое пальто в жаркий день, но также и тонкие признаки - тембр голоса, жесты и мелкие движения лица, указывающие на попытку скрыть эмоции.
Офицеры TSA наблюдают за пассажирами, сверяясь со списком более 30 сомнительных проявлений, каждому из которых присвоен числовой рейтинг. Если человек набирает определенное количество очков, офицер подходит к нему и задает несколько вопросов.
"Тебе известно только, что есть скрываемая эмоция. Ты должен выяснить, почему эта эмоция возникла, - говорит Пол Экман, психолог из Сан-Франциско, который стал первопроходцем в исследованиях мимики и является неофициальным консультантом TSA. - Это можно выяснить очень быстро".
Более 80% тех, к кому подходят, быстро отпадают, говорит он. Объяснения скрытых эмоций часто оказываются невинными: человек переутомился на работе, боится опоздать на рейс или опечален смертью родственника. Если подозрения сохраняются, с пассажиром беседует дальше офицер, прошедший специализированную подготовку. Группы SPOT выявили более ста человек, которые пытались провезти наркотики, использовали поддельные документы и совершили другие преступления, но не теракты.
TSA говорит, что, поскольку программа основана на человеческом поведении, она не подвержена расовому профилированию. Критики опасаются, что она может идти вразрез с правами человека. "Мы опасаемся, что наделение сотрудников TSA такими полномочиями и свободой действий может привести к принятию решений, основанных не на четких критериях, а на недопустимых признаках, таких как раса", - говорит Грегори Ноджейм, заместитель директора вашингтонского законодательного отделения "Американского союза гражданских свобод".
Израильский предприниматель Шоваль считает основанный на технологии скрининг ключом к развертыванию методик распознавания поведения в США. Имея опыт работы в антитеррористической структуре и высоких технологиях, Шаваль разработал прибор Cogito в сотрудничестве с бывшими руководителями израильской разведки, специалистами по детекторам лжи и учеными-компьютерщиками.
Концепция Cogito такова. Пассажир входит в кабинку, дает считывающему устройству свой паспорт и отвечает на выбранном им языке на 15-20 вопросов, сгенерированных на основе таких факторов, как место жительства и личные характеристики вроде гражданства, пола и возраста. Процесс занимает примерно пять минут, после чего пассажира либо отпускают, либо отправляют на беседу с сотрудником службы безопасности.
В основе системы лежит оригинальная программа, вобравшая в себя обширный израильский опыт борьбы с террористами-смертниками и дознаниями, связанными с безопасностью. Система проверяет реакцию на слова на многих языках, которые вызывают физико-психологическую реакцию у людей с террористическими намерениями.
Технология не направлена на выявление обычной нервозности: Шоваль говорит, что террористов нередко обучают хладнокровию и умению скрывать стресс. В отличие от стандартного детектора лжи, она анализирует ответы человека в контексте не только его других ответов, но и широкой выборки по критерию уровня соображений безопасности. "Мы умеем распознавать модели людей с враждебными планами, основываясь на исследованиях с участием палестинцев, израильтян, американцев и граждан других стран в Израиле, - говорит Шоваль. - Пока мы не испытывали ее на китайцах и иракцах". Теоретически прибор Cogito можно настроить под определенные культуры, а вопросы можно приспособить к данным о конкретной угрозе.
Самой большой проблемой для широкого использования Cogito является снижение числа ложных результатов, которые либо навлекают подозрения на невинных людей, либо упускают злодеев. Компания Шоваля провела в Израиле около десятка испытаний, включая такие, в которых контрольным группам давали террористические задания, и они пытались обмануть систему. В ходе последнего израильского испытания система поймала 85% ролевых террористов, то есть 15% справились с ней, и неверно идентифицировала 8% ни в чем не повинных пассажиров как потенциальную угрозу, говорится в маркетинговых материалах компании.
Цель компании - доказать, что она может выявить как минимум 90% потенциальных террористов, причинив при этом неудобства всего 4% невинных пассажиров.
Шоваль получил контракт на испытания в Ноксвилле, выиграв тендер у конкурентов. В будущем году израильские власти планируют испытать Cogito в главном международном аэропорту страны и на блокпостах между Израилем и Западным берегом, где целью будет выявление реальных угроз безопасности и одновременно проверка материально-технического обеспечения более широкого использования системы. Последний опытный образец стоит около 200 тыс. долларов за аппарат.
Несмотря на свой опыт в наблюдении за людьми, американский эксперт по распознаванию поведения Пол Экман говорит, что проекты вроде Cogito - стоящее дело. Он ожидает дальнейшего развития технологии и появления приборов вроде лазеров, которые фиксируют важные признаки людей на расстоянии. В течение года, предсказывает он, такая технология сможет указать, если у кого-то "артериальное давление и сердцебиение значительно выше, чем у последних 10 человек", вошедших в аэропорт.