Тело израильского солдата свешивается из башни танка, полузасыпанного землей на дне воронки. Другой солдат безжизненно валяется на краю воронки. По крайней мере, это должны изображать манекены в диораме со световыми и звуковыми эффектами, которая является "гвоздем" выставки, организованной ливанскими "средствами массовой информации организации "Хизбалла" в память о прошлогодней войне с Израилем. "Ничего странного в этом нет. Каждая страна празднует свои победы, создавая музеи", - говорит один из организаторов выставки, Али Ахмад.
Он с гордостью показывает экспонаты: ракеты, артиллерийские снаряды и камуфляжные сетки. Они выставлены на участке площадью в 5000 кв. м в Харет-Хрейке - южном предместье Бейрута, оплоте движения шиитов. Во время войны этот район сильно пострадал. По словам Ахмада, выставка имеет огромный успех: за первые шесть дней ее посетило почти 100 тыс. человек. В Ливане сезон отпусков, и эта экспозиция, выдержанная в стиле натуралистического китча, привлекает целые семьи. Атмосфера почти праздничная.
В одной из витрин среди моря белой ваты лежит пылающая детская кроватка. На заднем плане - гранаты и несколько гильз. "Это кровавая бойня в Шие", - любезно поясняет охранник из "Хизбаллы", стерегущий экспонаты. В конце войны израильская бомба попала в здание в этом районе, который дотоле считался относительно безопасным. Погибло более 40 человек. Молодая женщина с коляской, где сидят двое маленьких детей, созерцает сцену. "Я хочу, чтобы мои дети знали, каковы израильтяне", - говорит женщина, назвавшаяся Ум Хади. Она сама живет в Шие и находилась там во время войны. Так зачем она пришла на выставку? "Сколько бы нам об этом ни напоминали, все недостаточно". Но теме последствий войны для населения Ливана (более 1000 человек было убито, еще больше ранено или лишилось крова над головой) на выставке уделяется относительно мало места.
Акцент сделан преимущественно на том, что "Хизбалла" подает как героизм своих бойцов и уязвимость израильских солдат. В экспозиции нет и намека на операцию, которая послужила толчком к войне: вылазке "Хизбаллы" на территорию Израиля, в результате которой были убиты трое израильских солдат и еще двое захвачены в плен. На плакатах, диорамах и видеозаписях израильские солдаты предстают ранеными, растерянными, плачущими; показано также, как они хоронят своих погибших товарищей. "Мы хотели продемонстрировать народу, что израильтяне вовсе не непобедимы. Это конец мифа", - поясняет Ахмад.
Диорама со звуковыми и световыми эффектами, которой завершается экспозиция, рассказывает о том, что "Хизбалла" изображает как самые страшные поражения Израиля в войне: обстрел военного корабля у берегов Ливана, множество подбитых танков, неспособность израильтян предотвратить ракетные обстрелы территории Израиля бойцами "Хизбаллы". Самым популярным аттракционом, помимо макетов подземных бункеров и штабов "Хизбаллы", является компьютерная игра. Программисты из "Хизбаллы" сами демонстрируют эту игру "Особая сила II: История обещания, которое оправдалось". На телевизоре с плоским экраном мультипликационные герои - бойцы "Хизбаллы" - стреляют по израильскому вертолету, пока он, охваченный огнем, не падает. А предусмотрена ли возможность, согласно которой геймер, играющий за бойца "Хизбаллы", проиграет войну? "Да, но это только игра", - ответили мне.