Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 декабря 2000 г.

Специальный репортаж | The Observer

Скандал вокруг детей, отравившихся российским космическим мусором

Каждый раз, через 9 минут после того, как со стартовой площадки космодрома Байконур уходит ракета, жители маленькой сибирской деревеньки Плоское, расположенной на расстоянии более 1000 миль от космодрома, вздрагивают от ужасного взрыва.

Если дело происходит в темное время суток, в небе над их домами видны вспышки от падающего на землю ракетного топлива. Днем иногда над ними зависают мутно-желтоватые облака. Жители деревни говорят, что после таких взрывов собаки воют по несколько часов.

В течение нескольких дней после каждого запуска в окрестных лесах и на холмах можно обнаружить фрагменты ракетоносителей, доставляющих астронавтов и оборудование на "Мир" или МКС.

Время от времени местные колхозники находят огромные блестящие металлические цилиндры - до 7 метров в длину и 3 в ширину - которые в прошлом с удовольствием приспосабливались под курятники, охотничьи времянки или зернохранилища.

Тем не менее, недавно - с появлением более подробной информации о ядовитом топливе, которым были наполнены эти обломки - местные жители начали относиться к ним с нарастающей тревогой. Деревенские врачи обнаружили рост уровня заболеваемости среди своих пациентов - от рака и бронхиальной астмы до дефектов у новорожденных - и пришли к выводу, что он связан с падением космичсекого мусора. Учителя сообщают, что в дни после каждого запуска дети жалуются на боли в желудке, головокружение и головные боли, и не могут сосредоточиться.

После десятилетий замалчивания этой проблемы российское космическое агентство "Росавиакосмос" признало, что регулярное падение обломков ракетных двигателей на этот район в Сибири, а также 20 других российских областей, может пагубно сказаться на состоянии здоровья местного населения, и согласилось провести предварительные исследования. Жители деревни требуют выплаты компенсации за пагубное воздействие от 40 летнего проживания в так называемом "мусорном ящике" российской космической программы.

Проблема заключается в конструкции ракетоносителей "Союз" и "Протон", предусматривающей отделение стартовых двигателей. Первая ступень ракеты "Союз", состоящая из четырех блоков( в каждом по 4 двигателя), отделяется через минуту после старта. Вторая ступень, состоящая еще из 4 двигателей, отделяется спустя 8 минут, а третья должна сгорать в атмосфере.

Судя по картам, которые имеются в штаб-квартире "Росавиакосмоса" в Москве, вторая ступень должна падать в необитаемом районе Горного Алтая, носящем название "Район падения 306". В действительности, по словам жителей Плоского и соседней деревни Николаевское, дождь из осколков ракет сыпется в нескольких милях в сторону от намеченного района.

Опасность нанесения ущерба кому-либо от падающих фрагментов чрезвычайно мала, и руководители "Росавиакосмоса" указывают на то, что с момента начала осуществления космической программы в 1960 году единственными жертвами был рогатый скот. Однако реальную угрозу представляет собой несгоревшее ракетное топливо, которое падает на землю вместе с металлическими обломками.

В то время как ракеты "Союз" работают на относительно безвредной смеси керосина с жидким кислородом, в ракетах "Протон" используется высокотоксичное топливо под названием гептил, которое может вызвать серьезные заболевания крови и печени. 55-летний глава деревенской администрации Виктор Пахомов пытается выяснить, почему в Плоском люди чувствуют себя все хуже и хуже. За 40 лет почти не проводилось никаких официальных исследований по выявлению связи между заболеваниями и космической программой; так что Пахомов сам пытается изучить ее последствия.

В результате его попыток собрать и идентифицировать остатки токсичного топлива, он сжег сетчатку глаз так, что чуть не ослеп. Кроме того, у него был временный паралич рук, и он получил ожог легких, вдыхая ядовитые пары. "Нам никогда не давали средств защиты для обращения с подобными материалами, поскольку местные власти никогда не признавали наличие проблемы",- подчеркнул он.

Космическое агентство предупреждает его о большинстве запусков, и он по радио сообщает местным жителям, чтобы они оставались дома и в последующие дни после запуска не пользовались водой из рек.

Он регистрирует все случаи заболеваний, случившихся после запусков. Жители деревни заболевают, употребив в пищу огурцы со своих огородов, поблизости с которыми обнаружены обломки ракет; мужчины покрываются волдырями, купаясь в реке, а руки колхозников, заготавливающих сено, покрываются язвами.

После каждого запуска ракеты у местного врача Ольги Варовой всегда много пациентов. "Люди жалуются на тошноту, рвоту, головные боли и затрудненное дыхание,- рассказывает она.- Однако большее беспокойство вызывает так называемое кумулятивное действие заражения окружающей среды. За последние 5 лет ни один ребенок в деревне не родился полностью здоровым - у каждого были диагностированы заболевания крови и нервной системы."

Главврач областной больницы Эмма Ладога говорит: "Люди здесь больны не из-за бедности; мы считаем, что их болезни связаны с состоянием окружающей среды." Согласно проведенному исследованию, люди из зараженных деревень в два раза чаще болеют раком щитовидной железы, чем жители контрольной деревни.

Глава сибирской правозищитной группы "Катун" Михаил Шашин заявил, что загрязнение окружающей среды в результате космической деятельности представляет собой международную проблему - только американские граждане не испытывают подобных страданий, поскольку отделяющиеся ступени их ракет падают в океан. "Если мы хотим изменить ситуацию к лучшему, мы должны заключить глобальное соглашение об ограничении числа ракетных запусков",- подчеркнул он.

В рамках нового соглашения, подписанного между "Росавиакосмосом" и местными властями, после каждого коммерческого запуска они будут получать 90 000 рублей. Это не компенсация, а плата за аренду земли на 6 часов после каждого запуска.

"Мы пока не считаем, что здесь может идти речь о компенсации. Ракетные запуски, как и любая индустриальная деятельность - будь то полеты самолетов или поездки на автомобиле - естественно сказываются на окружающей среде, однако нет никаких доказательств, что от этого страдают люди,- заявил представитель "Росавиакосмоса" Александр Болясов.- Эти экологические проблемы в последнее время стали очень модными. Никому в голову не придет запретить воздушные перевозки, потому что люди иногда гибнут в аваикатастрофах."

Однако выделение новых средств на исследование проблем с состоянием окружающей среды и здоровья жителей этого региона показывает, что организация чувствует себя неуютно под наплывом жалоб со стороны граждан.

До сих пор единственными деньгами, которые видели жители Плоского, были 9 рублей, выданные местной администрацией каждому жителю в начале этого года.

Глава местного комитета по охране окружающей среды Николай Штифинов подчеркивает: "В любой цивилизованной стране правительство признало бы существование проблемы и выплатило бы нам компенсацию. А что получили мы? 9 рублей - этого недостаточно даже для того, чтобы купить банку кофе."

Источник: The Observer


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru