Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 декабря 2001 г.

Поскольку сейчас уже декабрь, подводить итоги года не так опасно. Вот один из них: 2001 год стал Annus Horribilis, ужасным годом для свободы прессы в России. Год приближается к концу, последний бастион российского общенационального независимого телевидения - телеканал ТВ-6 лежит на смертном одре. Кончина ТВ-6 де факто обеспечит Кремль контролем над всеми крупными телеканалами.

27 сентября московский суд принял решение в пользу миноритарного акционера - пенсионного подразделения нефтяного гиганта ?ЛУКойл?, судившегося с ТВ-6. Суд решил, что ТВ-6 нарушил российский закон, запрещающий компаниям работать с дефицитом два года подряд. Суд постановил ликвидировать МНВК, материнскую компанию ТВ-6. На прошлой неделе московский апелляционный суд подтвердил решение о ликвидации.

С точки зрения западных стандартов, закон, который применили, чтобы покончить ТВ-6, бессмысленен. Если применять его постоянно, то пришлось бы ликвидировать огромное количество российских компаний. Они бы выстроились в длинную очередь у дверей российских судов.

Этот закон достают из чулана очень редко. Его применила государственная компания ?Газпром?, захватившая в нынешнем году независимый телеканал НТВ. НТВ был отбит - в буквально смысле слова, с помощью вооруженных охранников - у бывшего владельца, главы компании ?Медиа-Мост? Владимира Гусинского и передан под контроль ?Газпрома?.

НТВ - по крайней мере в своей старой, знакомой форме - умер, многие из лучших журналистов перебежали на ТВ-6, который в то время был мирно дремавшим бастионом конкурента, медиа-магната, бывшего кремлевского инсайдера и нынешнего недруга властей Бориса Березовского. Березовский владеет 75% ТВ-6 и, как сообщалось, предлагал выкупить остальную част компании. ?ЛУКойл? явно более заинтересован в том, чтобы задушить компанию, нежели в том, чтобы ее спасти.

Падение ТВ-6 во многом представляется более удивительным, чем падение НТВ. После того, как на этот канал перешли журналисты НТВ, рейтинги удвоились, увеличились объемы рекламы. Он не страдает от такого финансового бремени, какое нес на своих плечах НТВ. Руководство ТВ-6 заявило, что размеры долгов компании превышают размеры активов только по российским стандартам бухучета, но не по общепризнанным международным нормам. Но несмотря на то, что руководство канала доказывает, что практически выходило в ноль и собиралось в следующем году выйти на прибыльный уровень, суд изучал финансовый баланс компании только по состоянию на январь 2001 года.

Поскольку ни прибыльность ТВ-6, ни намерения российских законодателей в счет не идут, давайте зададимся очевидным вопросом: Qui bono? (Кому это выгодно?). ?ЛУКойл? - компания, акции которой представлены на бирже, но правительство до сих пор владеет 15% ее акций. Что еще более важно, ?ЛУКойл? зависит от Кремля, выдающего лицензии, устанавливающего экспортные квоты, создающего благоприятный налоговый режим. В этом смысле Кремль - пятисоткилограммовая горилла в зале заседаний совета директоров ?ЛУКойла?.

В большинстве западных стран можно было бы рассчитывать на то, что читатели и зрители встанут на защиту свободных СМИ. Но в этой битве ?Кремлевской Законности и Порядка? с ?Медиабаронами? общественность явно симпатизировала первым.

Со стороны Кремля главным бойцом был Михаил Юрьевич Лесин. Несмотря на то, что остальные члены кабинета имеют более высокое положение в правительстве и более тесные отношения с Путиным, никто не сделал настолько же много, чтобы помочь президенту России консолидировать власть внутри страны и укрепить репутацию за рубежом.

Но кто такой Лесин? В 1993 году этот пиарщик (в тексте: spin doctor - человек, отвечающий за то, чтобы события интерпретировались с определенной точки зрения ? примечание ?Инопрессы?) вместе с двумя друзьями создал одно из первых российских рекламных агентств. Сейчас ?Видео Интернешнл? является крупнейшим российским рекламным агентством; оно занимается рекламой большей части крупных российских компаний, им по-прежнему руководит один из близких друзей Лесина.

Затем Лесин стал членом руководства государственного информационного агентства ?РИА Новости?. А чуть позже талант помог ему попасть в Кремль. Он руководил телевизионным блицкригом, который был главным элементом второй избирательной кампании Ельцина в 1996 году. В июле 1999 года он занял должность министра печати в правительстве Путина.

Царь прессы сказал, что он не согласен ?с тезисом о том, что государство более опасно для СМИ, чем СМИ для государства. Я считаю, что все совершенно наоборот?. Однако он не соглашается с западной критикой состояния свободы СМИ в России. Однажды он выступал с насмешливым заявлением о том, что работает над аналитическим докладом о состоянии свободы слова и СМИ в США. Он утверждает, что не пытается перевести независимое телевидение под государственный контроль, не запугивает журналистов, стремясь заставить их делать более благоприятные для Кремля репортажи.

Редактор журнала US News and World Report Морт Цукерман писал, что Лесин ?угрожал мне напрямую в связи с деятельностью газеты, финансовым партнером которой я являюсь. Он заявил, что закроет ее, если она не перестанет сообщать о финансовых мошенничествах администрации и семьи Ельцина?. Лесин был главным действующим лицом драматической битвы между ?Газпромом? и ?Медиа-Мостом?. Министр потряс западных наблюдателей, пообещав предоставить Гусинскому, арестованному по обвинению в коррупции, иммунитет от уголовного преследования, если тот продаст свои интересы в СМИ. Лесин схлопотал выволочку от Путина, но не лишился работы. После этого министр ведет себя осторожнее. Он явно не играл в кончине ТВ-6 такую важную роль, как в случае с НТВ. Но он и не вступился за канал. Несмотря на превосходные рейтинги и устойчивое финансовое положение, Кремль не выразил своего неодобрения по поводу того, что миноритарный акционер жарит ТВ-6 на вертеле.

Фактическая национализация российского телевидения гарантировала президенту Путину успешные выборы. Однако ему предстоит убедить Запад в том, что кончина независимого телевидения не была специально спланирована. Для этого Лесин начал крупный, дорогостоящий проект создания ?положительного образа России?.

Мы можем дать президенту Путину совет, предложить ему гораздо более дешевое решение проблемы. Ничто не может быть более удачной рекламой демократических намерений Кремля, чем окончание эры Лесина в Кремле. Но избавиться надо не только от Михаила Лесина, а от всего министерства печати. Выдачей лицензий могут заниматься другие ведомства. Министерство печати способно лишь распространять роль государства на СМИ в ущерб демократии.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru