Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 декабря 2004 г.

Редакция | Financial Times

Неправедная прибыль

Решение российского правительства об ускорении продажи основной "дочки" ЮКОСа и проведении на следующей неделе аукциона в счет погашения налоговых долгов нефтяной компании может быть приравнено к политической экспроприации. Никакая другая формулировка настолько точно не характеризует линию правительства, обрушившего на ЮКОС серию счетов за невыплаченные налоги, полностью игнорируя при этом стремление - и несколько растянутые во времени возможности - компании выплатить эти долги и использующего свою осведомленность об исходе суда над основным акционером ЮКОСа Михаилом Ходорковским, обвиняемым в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.

Все более очевидно становится, что на аукционе, который состоится на будущей неделе, "Юганскнефтегаз" достанется контролируемой государством энергетической группе "Газпром". В связи с этим возникает вопрос о роли, которую должны взять на себя западные банки. Ведут ли они себя так, как ведет себя любой банк в джунглях банковских инвестиций, имеющий обязательство перед своими акционерами получать прибыль везде, где это возможно? Или же они нарушают деловую этику и вредят своей репутации, участвуя в процессе, наносящем удар по российской законности и экономике?

В прошлом подобные вопросы никогда не возникали. В советское время западные банки не играли никакой роли во внутренней ситуации в России, они просто предоставляли правительству кредиты и банковские гарантии. Западные банки не принимали участия и в приватизации 1990-х - у них не было такой необходимости, учитывая насколько мизерными суммами оплачивались огромные части пирога российской промышленности.

Однако западные банки оказались напрямую вовлечены в процесс вопиющей частичной ренационализации нефтяной промышленности через "Газпром". Банк Dresdner Kleinwort Wasserstein занимался оценкой "Юганскнефтегаза" перед аукционом и совместно с Deutsche Bank и другими банками предоставляет "Газпрому" синдицированный кредит на сумму 10 млрд евро, финансируя участие компании в аукционе. Deutsche Bank, в свою очередь, рекомендовал "Газпрому" приобрести "Юганскнефтегаз".

Deutsche Bank может вполне справедливо заметить, что не имеет никакого отношения к решению правительства продавать ЮКОС с молотка. Да и акционеры не упрекнут их в том, что они хватаются за все куски, которыми у них перед носом размахивает самая богатая и крупная российская компания "Газпром".

Возможно также, что все это связано с национальными интересами Германии. Немецкое предприятие Eon является самым крупным иностранным акционером и клиентом "Газпрома", а канцлер Германии Герхард Шредер - единственный из западных лидеров, который говорит на одном языке (на немецком) с президентом России Владимиром Путиным. Deutsche Bank, должно быть, взвесил и сбросил со счетов угрозу, исходящую от "Менатепа", являющегося держателем акций ЮКОСа, принадлежащих Ходорковскому. "Менатеп" мог бы подать в суд на всякого, кто даже "способствует" покупке "Юганскнефтегаза".

Но вполне ли Deutsche Bank осознает риск для своей репутации? "Газпром" уже огласил их рекомендацию, что придает законности их покупке, и московские власти могут попытаться сделать то же самое. Даже если оставить деловую этику в стороне, немецкий банк может пожалеть о своем совете, если в результате "Газпром" окажется не способен осуществлять инвестиции одновременно и в деятельность "Юганскнефтегаза", и в свои собственные масштабные проекты по разработке газа.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru