Сегодня административный совет итальянской компании ЭНИ (ENI) рассмотрит вопрос, связанный с "Газпромом". Не только из-за шумихи, вызванной "вербовкой" российским газовым гигантом Герхарда Шредера, но и для оценки состояния переговоров по другому вопросу, связанному с Central Energy Italia (Cei).
Почти полностью сформированная "Газпромом" с итальянским партнером Бруно Ментасти - давним другом председателя совета министров Сильвио Берлускони, с которым он был партнером и в авантюре со спутниковой компанией Telepiu, - Cei должна была позволить русским выйти в качестве дистрибьютора газа непосредственно на богатый итальянский рынок. Бизнес нельзя назвать колоссальным, речь шла о миллиарде евро доходов, которые могут быть получены в течение 20 лет. Бизнес скорее имел большое политическое значение: компания Cei мыслилась как своего рода "троянский конь" для проникновения в Италию. Однако сюжет развивался не в русле договоренностей "царя" Владимира Путина и Берлускони. Новый президент ЭНИ Паоло Скарони предпочел сыграть на опережение в соответствии с решением, принятым Антимонопольной комиссией, и блокировал договор.
Для русских речь идет об "охлаждении". И из-за этой новой интерпретации возник дипломатический кризис. Скарони в начале декабря летал в Москву, чтобы обещать новые, расширенные соглашения по нефти, но Алексей Миллер, номер один в "Газпроме" и бывший офицер КГБ, его даже не принял. "Газпром" ни перед чем не остановится", - заявил некий хорошо информированный эксперт. Их традиционными собеседниками в Италии являют чиновники ЭНИ, это руководитель газового сектора Лучано Згубини и Доменико Диспенса, президент Snam Rete Gas. На протяжении многих лет "Газпром" представлен в Италии организацией Promgas: смешанное предприятие, созданное совместно с ЭНИ, которым руководит Ростислав Казанцев.
На политическом фронте крайне чувствительными к отношениям с русскими являются министр по производственной деятельности Клаудио Скайола, который недавно ездил в Москву, чтобы попытаться ослабить напряженность, и депутат от партии "Вперед, Италия!" Дарио Ривольта, с которым Кавалер консультируется как с экспертом в вопросах рынка. Другие персонажи, которые попытались заработать на импорте газа, необязательно работали с "Газпромом". Речь идет, например, о президенте Ice (Институт внешней торговли) Умберто Ваттани и бывшем аналитике Джанни Пило, оказавшихся под следствием.