КГБ и предшествовавшие ему организации довольно регулярно устраняли людей за границей в 1920-х и 1930-х годах и даже после Второй мировой войны. Однако после широко освещавшегося эпизода с переходом наемных убийц на сторону противника в 1957 и 1959 годах такая деятельность была приостановлена. Никита Хрущев, Леонид Брежнев и позднее Юрий Андропов избегали политических убийств в период, когда они возглавляли Советский Союз.
(Это, разумеется, не помешало убийству в Лондоне Георгия Маркова в 1978 году, когда болгарский диктатор Тодор Живков убедил Андропова разрешить КГБ оказать ему помощь в проведении этой операции.)
При Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине никаких тайных убийств не было. Но при Владимире Путине, по сведениям из моих источников, военизированные элементы КГБ (теперь носящего название ФСБ) начали постепенно убеждать руководство в необходимости осуществлять такие убийства. "Слишком много врагов", - говорили они.
Однако стиль этих представителей ФСБ отличается от имевшего место в прошлом. Коммунистическая партия была жестока, но у нее были свои правила. Теперь орудуют люди, которые похожи на бандитов - для них не существует ни кодексов, ни правил, их трудно отличить от мафии. Гангстерский менталитет начал распространяться в России с 2000 года, в стране участились убийства противников режима. Однако во время правления Путина было так много заказных убийств, что трудно было разобраться - где работа ФСБ, а где нет. В такой атмосфере скрыть преступление стало легко.
Кроме того, ФСБ превратилась в группу рэкетиров. Некоторые бизнесмены, желающие сохранить хорошие отношения с ФСБ, передают всю информацию оперативникам спецслужбы, а также выделяют преемнице КГБ 10% своей прибыли в обмен на защиту. В результате все довольны.
То есть, Россия в какой-то степени является огромным криминальным государством. ФСБ стала подобием мафии в том, что касается целей и методов.
В 2003 году журналист и сторонник политических реформ Юрий Щекочихин был убит в России. Судя по развитию его "болезни", очевидно, что это было отравление.
Анна Политковская, отважная журналистка, честная и умная женщина, была застрелена два месяца назад. Задолго до этого, в 2004 году, она была отравлена во время полета на Кавказ, что, по моему убеждению, было делом рук ФСБ. После этого контролируемые Путиным СМИ с помощью привычной пропаганды постарались замять этот факт. После смерти Политковской в этом году некоторые в России, из-за того, что она была еврейкой с американским гражданством, сказали: "Ну и отлично, что ее пристрелили, она наверняка была американской шпионкой".
В июле российский парламент принял предложенный Путиным закон, разрешающий убивать врагов российского режима за границей. В результате излишне ретивые, вероятно шовинистические фракции внутри ФСБ, могли предложить убить кого-нибудь. Однако никаких документальных свидетельств этого нет. (Я, кстати, не думаю, что недавняя болезнь Егора Гайдара - человека никому не интересного, чья значимость осталась далеко в прошлом, - связана с отравлением. Он слишком незначителен, чтобы режим занимался его уничтожением.)
В данном случае ФСБ извлекла уроки из примера Иосифа Сталина. Документы, подтверждающие зверства его режима, продолжают всплывать до сих пор. Чтобы предотвратить такую неприятность, приказы об убийствах больше не сопровождаются подписями и именами, как мне известно из моих источников. Указания, вроде приказа об убийстве Литвиненко, могут выглядеть, например, следующим образом - "Запрос на проведение расследования за границей" без упоминания объекта. Потом такой документ поступает в архив, и его ничто не связывает с теми, кто осуществит преступление.
Первое такое убийство состоялось три года назад в Катаре. Бывший президент Чечни Зелимхан Яндарбиев проживал там как пенсионер и в момент подрыва его машины находился в ней вместе с сыном и телохранителем. Двое агентов российской разведки, совершившие убийство, были схвачены, подвергнуты суду и приговорены к тюремному заключению. Но поскольку Катар не хотел неприятностей с Россией, вскоре для отбывания срока они были отправлены на родину. Едва оказавшись в России, они стали не заключенными, а героями.
Теперь в лице Литвиненко они осмелились убить гражданина Великобритании на британской земле. Яндарбиев, Политковская, Литвиненко: Россия превратилась в террористическое государство.
Олег Гордиевский - бывший полковник советского КГБ, перешедший на сторону Великобритании в 1985 году.