"Гибель 96 человек, в том числе президента Польши Леха Качиньского, в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года стала причиной еще одной катастрофы, правда немного иного толка, - пишет обозреватель Der Spiegel Ульрих Крёкель. - Гигантское количество ошибок, допущенных при расследовании поистине национальной трагедии, подогревает сторонников теории заговора, не верящих официальной версии и считающих, что на их президента было совершено покушение".
А таковых, считающих, что покушение было совершено российскими спецслужбами с ведома его главного политического соперника - нынешнего премьер-министра Дональда Туска, как говорится в статье, в Польше немало - примерно треть всего населения, да и число противников данной теории постоянно снижается - с 63% в мае до 56% в декабре. Вчерашний "Марш независимости", проведенный ярым приверженцем теории заговора и братом погибшего Ярославом Качиньским, собрал не менее десяти тысяч человек. "Таким образом, эта версия попадает на благодатную почву, - считает журналист. - Да и растущий скепсис среди поляков легко объяснить промахами в ходе расследования как с российской, так и с польской стороны".
Чего стоит одна история со взаимными обвинениями в сокрытии правды, которыми перебрасывались польские политики после публикации в газете Rzeczpospolita скандальной и позднее удаленной статьи о якобы найденных в обломках самолета (в том числе, на косметике и колбасе) следах взрывчатых веществ, отмечает издание. Или скандал из-за "перепутанных" трупов жертв авиакатастрофы, когда при эксгумации выяснилось, что российская сторона, не допустив к расследованию на своей территории польских коллег, не смогла правильно идентифицировать тела погибших по ДНК минимум в шести случаях. Да и с переводчиками Москва подкачала, пишет Крёкель.
В докладе, подготовленном российской стороной, не хватало самокритики, продолжает автор. "Даже не упоминалось, что российская сторона не только не предупредила польских летчиков о том, что практически неиспользуемый военный аэродром при таком сильном тумане был ненадлежащим местом для посадки, но и снабдила пилота неверными сведениями, предупредив слишком поздно". Мол, виновата во всем польская сторона, а именно пилоты президентского лайнера и глава польских ВВС Анджей Бласик, отдавший приказ садиться, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
С момента начала следствия прошло уже почти три года, однако ни российским, ни польским следователям, подготовившим уже не менее ста томов расследования, так и не удалось установить ясную картину произошедшего. "Несмотря на то, что все и указывает на несчастный случай, неспособность раскрыть это дело играет на руку только одному человеку - Ярославу Качиньскому", - подытоживает Крёкель. Его партия недавно учредила свою следственную комиссию.