"Когда спецагент ФБР Эдриен Хоукинс позвонил в Национальный комитет Демократической партии (DNC) в сентябре 2015 года, чтобы передать тревожные новости о его компьютерной сети, его переадресовали, как и положено, в службу технической поддержки", - пишет The New York Times.
"Его сообщение было коротким, хотя и тревожным. По крайней мере, одна компьютерная система, принадлежащая DNC, была взломана хакерами, которых сотрудники ФБР окрестили "Dukes", командой кибершпионов, связанных с российским правительством", - говорится в статье.
"Юэйред Тэмин, сотрудник техподдержки DNC, ответивший на звонок, не был экспертом по кибератакам", - пишет издание. "По собственному признанию, он не стал ничего проверять достаточно внимательно, даже когда спецагент Хоукинс несколько раз перезванивал в течение нескольких следующих недель - отчасти, потому что он не был уверен в том, что звонивший на самом деле был агентом ФБР, а не мошенником", - отмечают авторы статьи.
Это был первый неявный признак, свидетельствующий о кибершпионаже и кампании в рамках информационной войны, целью которой было сорвать президентские выборы 2016 года, утверждают журналисты. По их мнению, операция по сбору разведданных переросла в миссию, задачей которой стало нанести ущерб на выборах Хиллари Клинтон в пользу Дональда Трампа.
"Расследование The New York Times этой российской операции, основанное на интервью с десятками жертв атак, сотрудников разведслужб, проводивших по ней расследование, и чиновников администрации Обамы, размышлявших над тем, как лучше на это отреагировать, обнаруживает целую серию пропущенных сигналов, промедлений с ответом и длительной недооценки серьезности кибератаки", - говорится в статье.
В подвале штаб-квартиры DNC, под портретом улыбающегося Барака Обамы 2012 года, стоит канцелярский шкаф 1960-х годов, на последнем выдвижном ящике которого нет ручки, говорится в статье. Только висящая на стене газетная статья в рамочке дает представление о важности этого устаревшего предмета офисной мебели.
"Сотрудник службы безопасности Республиканской партии оказался среди пяти арестованных по делу с прослушкой", - гласит заголовок передовицы The Washington Post от 19 июня 1972 года.
37-летний Эндрю Браун, директор управления технологий DNC, родился после знаменитого взлома в штаб-квартире комитета. Но, когда он начал готовиться к электоральному циклу этого года, он хорошо знал, что DNC может снова стать жертвой взлома, говорится в статье.
"Были предприняты попытки удостовериться в том, что Национальный комитет хорошо защищен от хакеров - а потом наступила реальность, которую признают Браун и его начальство в организации: DNC - некоммерческая организация, зависящая от взносов, бюджет безопасности которой составляет лишь небольшую часть того, что должна была бы иметь корпорация такого размера", - отмечают авторы статьи.
"Билли Райнхарт, бывший директор Национального комитета по сотрудничеству с регионами, который тогда работал с предвыборным штабом Клинтон, получил странное предупреждение от Google", - пишут журналисты.
Тогда Райнхарт был на Гавайях. Он вспоминает, что просмотрел письмо в 4 утра "в полусонном состоянии" и заменил пароль от почты.
"Он узнал только несколько месяцев спустя, что тогда он дал российским хакерам доступ к учетной записи своей электронной почты", - говорится в статье.
"США в течение двух десятилетий предупреждали, что российские разведслужбы пытаются взломать самые засекреченные компьютерные сети Америки. Однако россиянам всегда удавалось быть на шаг впереди", - пишет газета.
Обаму регулярно информировали о деятельности хакеров, но он принял решение, о котором сейчас сожалеют многие в Белом доме: он не обвинил русских публично и не ввел санкции. "На то всегда была причина - страх обострить кибервойну и те соображения, что США необходимо сотрудничество России в переговорах по Сирии", - отмечает издание.
Авторы сообщают о переписке с хакером Guccifer 2.0, назвавшего себя так по румынскому хакеру Guccifer, взломавшему компьютеры экс-президента Джорджа Буша-младшего, бывшего госсекретаря Колина Пауэлла и других известных людей.
Журналист вел с ним переписку с помощью Google Translate, и, как выяснилось, хакер отвечал ему по-румынски также с помощью этого сервиса.
Эксперты, проводившие расследование по хакерским взломам, нашли ряд улик, указывающих на Россию, отмечает издание. Так, документы Microsoft Word, которые разместил Guccifer 2.0, были отредактированы кем-то, кто назвался по-русски Феликсом Эдмундовичем.
Хотя чиновники отказались обсуждать их подробно, возможные ответные меры, по сообщениям, предполагали операции, которые могли бы скомпрометировать президента Путина.
"Но, в конце концов, ни одна из них не была официально предложена президенту", - пишет издание.
"Если бы мы использовали Defcon 4, - говорит осведомленное лицо, используя фразу времен холодной войны, означающую предупреждение о войне, - то мы бы заявили обществу, что у нас нет уверенности в надежности нашей системы голосования".
Но Обама все же решил, что он сделает предупреждение Путину лично на встрече G20 в Ханчжоу, говорится в статье.
Американский контрудар, по мнению Майкла Морелла, бывшего заместителя директора ЦРУ при президенте Обаме, "должен быть явным, заметным".
"Администрация Обамы утверждает, что у нее есть еще более 30 дней, чтобы сделать это", - отмечает издание.