Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 февраля 2000 г.

Марлен Шнипер | Tages-Anzeiger

Атмосфера Кремля

Швейцарская газета вновь возвращается к теме отмывания ?грязных? денег высокопоставленными кремлевскими чиновниками и воспроизводит хронологию событий, связанных с расследованием дела ?Мабетекс? и обвинениями в адрес бывшего управляющего делами президента Павла Бородина.

Возможно, швейцарская фирма ?Мабетекс? действительно опережает своих конкурентов, и именно поэтому ей успешнее других удалось ?разместиться? на новом российском рынке. И, тем не менее, уже целый год циркулируют слухи, ставящие под сомнение законность получения главой ?Мабетекса? Беджетом Паколли этих заказов, - пишет автор.

27 января французская ?Ле Монд? опубликовала сообщение о том, что швейцарский судебный следователь Даниэль Дево выписал международный ордер на арест бывшего управляющего делами президента и доверенного лица Ельцина Павла Бородина по подозрению в отмыванию денег. Следовательно, Дево собрал достаточно материала.

Отмывание денег - преступление, за которое, по швейцарскому законодательству, грозит тюремное заключение. Под отмыванием денег понимается такое размещение и дальнейшее использование денег, полученных преступным путем, которое по прошествии определенного времени не дает возможности доказать их происхождение и провести изъятие. Деньги имеют незаконное происхождение, если они, например, получены в результате коррупции или финансовых махинаций.

Возникает вопрос: если Бородин действительно ?прокручивал? огромные суммы денег через швейцарские счета, в чем его подозревают, то откуда он брал эти средства? Существуют подозрения, что бывший управляющий кремлевской империей передал выгодные заказы ?Мабетексу? в обмен на солидное финансовое вознаграждение.

Однако в Швейцарии подкуп иностранных чиновников до сих пор не является уголовно наказуемым преступлением. Однако, если Паколли получал все эти заказы благодаря щедрым взяткам Ельцину и его клану, то сначала он должен был ?спрятать? деньги, предназначенные на взятки, от налогообложения в Швейцарии.

Ясно одно: если существует тот, кто платит взятки, то существует и тот, кто их берет. Этим принципом руководствовался и Генеральный прокурор России Юрий Скуратов.

10 ноября 1998 г. в Федеральное ведомство полиции был направлен запрос России о предоставлении правовой помощи по расследованию дела о взяточничестве и злоупотреблении служебным положением среди высокопоставленных российских чиновников. Имя Бородина упоминалось уже тогда. Федеральное ведомство полиции пытается прояснить ситуацию, их интересует ответ на вопрос: идет ли речь о поступке, уголовно наказуемом и в Швейцарии, и если да, то кто замешан в этом деле со швейцарской стороны? Если речь идет о высокопоставленных чиновниках, то запрос о правовой помощи предается на исполнение в Федеральную прокуратуру.

22 января 1999 г.: федеральный прокурор Карла дель Понте и прокурор Тичино Жак Дюрки провели обыск в луганской штаб-квартире ?Мабетекса?. 29 марта владелец фирмы Паколли был допрошен в Берне в качестве свидетеля.

1 апреля: при сомнительных обстоятельствах отстранен от должности Генеральный прокурор России Юрий Скуратов.

В результате обыска Федеральный прокурор конфисковала целый ряд документов, содержащих сведения о правонарушениях, находящихся в компетенции кантональной прокуратуры Женевы. Дель Понте передала документы в Женеву. Женевский прокурор Бернар Бертосса начал предварительное расследование и обнаружил подозрительные операции, в которых оказались замешаны люди из ближайшего окружения Ельцина. В мае 1999 г. Бертосса направляет письмо в Москву. Однако никаких доказательств своим российским коллегам он не предоставляет, он лишь информирует их о состоянии расследования.

7 июня: из Москвы последовал новый запрос о предоставлении правовой помощи, на этот раз адресованный в Женеву. В запросе упоминались имена чиновников, среди которых имя Бородина.

В начале июля судебный следователь Даниэль Дево начал расследование по подозрению в отмывании денег. Он представил банкам список подозреваемых лиц, которые могут быть владельцами счетов. В этом списке были имена Павла Бородина, его супруги, дочери, ее бывшего мужа, Олега Сосковца, Анатолия Круглова.

25 августа: миланская газета ?Коррьере делла Сера? сообщила о существовании кредитных карт президента Ельцина и двух его дочерей. Главным свидетелем того, что было названо ?аферой Мабетекса?, стал Филип Туровер, занимавшийся в Банке дель Готтардо долгами, связанными с русским бизнесом.

4 сентября: ?Коррьере делла Сера? опубликовала формуляр ?182 605, якобы подписанный Бородиным и его дочерью, к открытому в Банке дель Готтардо счету ?Dean?. О существовании этого счета российская газета ?Версия? сообщила еще в июне.

15 сентября: Банко делль Готтардо указал Берну на существенные пробелы информации из Москвы и спросил, не следует ли по этой причине приостановить осуществление процесса предоставления России правовой помощи.

Осень\весна 1999 г.: Бородин подозревает заговор, Паколли говорит одно, Туровер другое. Женевский судебный следователь Дево участия в полемике не принимает. Стратегия Дево - в другом. Он концентрируется на том, что преследуется по швейцарскому законодательству - на отмывании ?грязных? денег. Говорят, что он уже заблокировал несколько десятков банковских счетов и просмотрел ?вагоны документов?. Кто-то говорит, что однажды он работал всю ночь, чтобы просмотреть 30 000 страниц материалов, связанных только с одним единственным делом.

Некоторые имена были исключены. Другие, наоборот, добавились. Снова ?всплыло? имя Виктора Столповскича, бывшего сотрудника Паколли, создавшего в середине 90-ых годов конкурирующую фирму ?Мерката Трайдинг? в Лугано. Он тоже очень быстро обогатился. Как? Дево интересуется и этим вопросом. И не случайно. Столповскич считается соратником Виктора Черномырдина. В Совете директоров ?Мерката Трайдинг? до 1998 г. состоял и Андрей Силецкий, бывший зять Бородина. Дело ?Мабетекс? превратилось в дело Кремля.

По крайней мере, в одном показания Туровера оказались справедливы: кредитные карты Ельцина существовали. Кроме того, речь шла о договорах на сумму более 500 млн. долларов, которые Бородин заключил с ?Мабетекс? и, возможно, ?Меркатой Трейдинг?. Если исходить из размера комиссионных в 5, 10 или даже 15%, то и здесь Туровер, по-видимому, оказался прав. По его оценкам, команда Ельцина получила на этом деле ?несколько десятков миллионов долларов?.

Дево строго хранит следственную тайну. Разглашение факта выписки международного ордера на арест Бородина он воспринял с раздражением, потому что это наносит вред делу. Это дело звучит так: ?Законы которые принимаются парламентом, должны исполняться судебными властями.?

Источник: Tages-Anzeiger


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru