Китай давно мечтал об авианосце, который удовлетворил бы его сверхдержавные амбиции. Теперь он у него есть - дополненный различными увеселительными программами, выставкой космических скафандров и русским танцевальным шоу.
Бывший флагман могучего советского Тихоокеанского флота авианесущий крейсер "Минск" был переоборудован под плавучий развлекательный комплекс и теперь стоит в бухте неподалеку от Гонконга.
Двигатели и средства связи были с него сняты, однако отслужившие свое истребители "МиГ-23" и перекрашенные в другой цвет системы ворружений, такие как пусковые установки ракет класса "земля-воздух", по-прежнему находятся на палубе.
"Минск Уорлд" - детище группы инвесторов из Шеньяна, в 1997 году решивших найти уникальный конкурентоспособный бизнес.
Заместитель управляющего компанией Ван Ю заявил, что они использовали свой шанс по время азиатского экономического кризиса, заполучив авианесущий крейсер водоизмещением 45 000 тонн - когда-то он был 5-ым по величине в мире - у южно-корейских бизнесменов, испытывавших нехватку наличных средств (ранее Южная Корея купила "Минск" у России на металлолом).
Компания заплатила за авианосец 5 млн. долларов, а для его переоборудования потребовалось 18 месяцев и дополнительно 45 млн. долларов.
"Это оказалось довольно трудным делом,- подчеркнул Ван.- Этот проект отличается от других; для его осуществления потребовалось получить разрешение не только у Китая, но и у России."
В кинотеатре на борту "Минска" демонстрируются фильмы о советской военной истории, а в отсеке, превращенном в музей, выставлены такие экспонаты, как космические скафандры, олицетворяющие собой достижения советской космонавтики.
По словам Вана, среди экспонатов можно увидеть копии первого советского спутника, а также чучело собаки Стрелки, отправленной СССР в космос в 1960 году.
Единственные живые русские на "Минске" это женщины, регулярно выступающие в танцевальном шоу. Однако не менее важно - и "Минск Уорлд" на этом настаивает - что это развлекательное предприятие не используется для обучения китайских специалистов строительству авианосцев, чего очень хотело бы китайское высшее военное руководство. "Мы почти не контактируем с военными",- отметил Ван.
Однако наблюдатели, с подозрением относящиеся к Китаю, считают, что "Минск Уорлд" это ширма для сбора разведсведений об авианосцах.
На веб-сайте www.warships1.com, посвященном боевым кораблям, говорится, что, по мнению западных экспертов, первоначальная покупка Южной Кореей "Минска" на металлолом была ни чем иным, как ширмой.
"Совершенно очевидно, что больше всего китайских военных интересуют рабочие чертежи авианосца",- отмечается на веб-сайте.
По словам сотрудника делийского Института оборонных исследований и анализа Виджая Сахуджи, в последнее десятилетие китайцы терпеливо, но настойчиво охотились за авианосцами в Латинской Америке, Европе, России, Австралии и Индии.
Полетная палуба, снятая с первого купленного Китаем у Австралии на металлолом в 1985 авианосца "Мельбурн", вплоть до 1994 года использовалась Народно-освободительной армией Китая для обучения летчиков посадке на авианосец.
"Китайцы считают, что "Минск" предоставит им хорошую возможность для подгототвки военных специалистов",- отметил Сахуджа.
"Китайские эксперты и инженеры в области кораблестроения получили новую информацию о строительстве столь огромных платформ и усовершенствовали свои знания, полученные в результате изучения "Мельбурна"."
Некоторые из тех, кто побывал на "Минске", с этим согласны. "Вскоре у Китая будет свой авианосец",- заявил человек, назвавшийся Кином.
25-летний пекинец Ли Чжен подчеркнул, что Китаю нужен авианосец для демонстрации силы.
Однако Ван говорит, что его предприятие, которое с момента его открытия в сентябре ежедневно привлекает 5 000 посетителей (входной билет стоит 12 долларов), носит чисто коммерческий характер.
"Мы не хотим никого учить использованию авианосцев для ведения боевых действий",- подчеркнул он.
Он отметил, что компания конкурирует с другими парками развлечений, такими как Диснейлэнд в соседнем Гонконге, который вскоре должен быть построен.
"Я думаю, что в более широкой перспективе появление Диснейлэнда в Гонконге будет только нам на руку - это два совершенно различных парка отдыха,- отметил Ван, прежде чем завершил фразу на тревожной ноте.- Если, конечно, в Диснейлэнде не будет своего авианосца."