Отстранив 12 февраля от должности 11 вице-губернаторов Приморья, Кремль продемонстрировал свою власть перед лицом некомпетентности, проявленной местным руководством в пострадавшем от холода регионе. Между тем, администрация Владимира Путина не лишена склонности к компромиссам с главами субъектов Федерации. Совсем недавно Дума приняла закон, позволяющий последним переизбираться на занимаемые ими должности.
Приморье со столицей во Владивостоке - российский регион, расположенный на Дальнем Востоке, однако это еще не вся Россия. В течение уже нескольких дней российская пресса с удовольствием рассказывает о том, как Владимир Путин вынудил уйти в отставку губернатора Приморского края Евгения Наздратенко, обвинив администрацию последнего в бесхозяйственности и коррумпированности. С ноября прошлого года десятки тысяч жителей региона были лишены тепла, а порой и электроэнергии. В регионе не было создано запасов угля и нефти, а инфраструктуры не выдержали неожиданно холодной зимы.
Кремль хотел продемонстрировать свою власть и пояснить на конкретном примере механизм установления ?вертикали власти?, о котором Путин не раз говорил с момента своего прихода к власти. В понедельник 12 февраля специальный представитель президента принял отставку одиннадцати вице-губернаторов региона и объявил о том, что до ближайших губернаторских выборов регион переходит под его прямое управление. В отношении Наздратенко, который, согласно официальной формулировке, ушел в отставку по ?состоянию здоровья?, местный прокурор сказал, что его болезнь ?будут лечить не врачи, а правосудие?. В последнее время следователи прокуратуры раскрыли несколько громких скандалов, связанных с хозяйственной деятельностью бывшего губернатора.
Приглушенные дебаты
Отставка Наздратенко очень кстати приглушила дебаты по реформе, принятой в конце января Думой при поддержке Кремля. Этот законопроект можно считать большой уступкой Владимира Путина крупным региональным баронам, губернаторам или президентам 89 регионов или автономных республик, входящих в состав Российской Федерации. Теперь они смогут сохранять за собой пост в течение трех или четырех сроков, вместо двух, как это предусмотрено Конституцией. Этот жест расценивается как значительный откат назад, хотя Путин обещал ограничить беспредел некоторых региональных руководителей, приступив к осуществлению ?административной революции?, как в мае 2000 года ее назвали обозреватели.
По мнению газеты ?Время новостей?, ?можно забыть все, что говорил президент об усилении вертикали власти?. ?Мы являемся свидетелями своего рода конституционного государственного переворота?, - выражает свой протест либеральная партия ?Яблоко?. Это конституционное препятствие, ограничивающее полномочия губернаторов двумя сроками, как оказалось, можно обойти при помощи календаря. Закон об организации власти в регионах, относящийся к этому положению Конституции, вступил в силу 16 октября 1999 года. Этого оказалось достаточно для того, чтобы парламентарии решили, что теперь избрание, имевшее место после этой даты, следует считать началом первого срока полномочий. Таким образом, не учитываются все предшествующие мандаты? Одним из основных инициаторов этой юридической акробатики стал могущественный мэр Москвы Юрий Лужков. Избранный в 1995 году и переизбранный в декабре 1999 года, он уже не имел права выставлять свою кандидатуру на выборах 2003 года. Теперь он сможет это сделать, поскольку, в соответствии с новым законом, он находится на своем посту первый, а не второй срок. Результат этой уловки прост: 69 из 89 губернаторов или президентов смогут без перерыва занимать должность по третьему или даже четвертому кругу. Например, Минтимер Шаймиев, руководящий мощной республикой Татарстан с 1989 года, а до этого занимавший пост первого секретаря регионального отделения компартии, сможет оставаться на своем посту еще два пятилетних срока, также как и Кирсан Юлюмжинов, ?диктатор? нищей Республики Калмыкия.
?Возвращается феодальная система?, - выразил мнение независимый депутат Владимир Рыжков. Ограничение сроков полномочий двумя мандатами, предусмотренное принятой в декабре 1993 года Конституцией, преследовало простую цель: ускорить смену руководителей, постепенно отстраняя от власти в регионах бывших партийных аппаратчиков. Это новшество так и не было реализовано, поскольку они сумели гарантировать свое пребывание у власти еще на протяжении восьми или десяти лет. ?Большая часть регионов отдана на откуп старой элите: это приводит к более широкому распространению коррупции и усилению местной бюрократии?, - заявил Борис Немцов, лидер Союза Правых Сил.
Избирательные кампании, проводившиеся в течение полутора лет, продемонстрировали ?вес административных ресурсов?, - иными словами, способность местных властей оказывать влияние путем массовых фальсификаций итогов выборов и оказания давления на избирателей. Путин пользовался такими приемами в Татарстане, Башкортостане, Калмыкии, Дагестане, Ингушетии, где за него было отдано наибольшее число голосов. ?Эти уступки являются частью соглашения, достигнутого между Кремлем и губернаторами?, - заявил Сергей Марков, аналитик, близкий к Путину. ?Суть соглашения проста: вы лишаетесь влияния в федеральной сфере в обмен на полный контроль над регионами?.
Соотношение сил
?Как и при Ельцине, личная преданность каждого губернатора становится базовым постулатом региональной политики?, - отмечает газета ?Коммерсант?. В последние месяцы Путин сумел оценить не всегда благоприятное для него сложившееся соотношение сил. Некоторые регионы так и не привели свое законодательство, как требовалось, в соответствие с федеральными законами. Местные выборы, прошедшие в 2000 году, со всей очевидностью продемонстрировали тот факт, что Кремль не сумел оказать влияния, на которое рассчитывал: в 44 регионах на второй срок были переизбраны 28 губернаторов, независимо от того, пользовались они поддержкой Кремля или нет. Иногда Путину удавалось навязать своих кандидатов, как генерала Шаманова в Ульяновске и адмирала Егорова в Калининграде, или удалить таких кандидатов, как, например, губернатор Курской области Александр Руцкой. В других же регионах ему пришлось пойти на компромисс.