Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 февраля 2002 г.

Соломон Волков | The New York Times

Спортивная национальная идея

Несмотря на международную одержимость Зимней Олимпиадой, многие удивились, услышав речь Владимира Путина перед российской сборной, в которой он представил спорт, как нечто вроде панацеи для решения экономических и социальных недугов. Для России это заявление президента не настолько абстрактно, насколько могло бы показаться.

Россия ? это страна, постоянно ищущая нечто, что она пышно называет Национальной идеей. Эти поиски уходят корнями в беспокойные Средние века. После падения Константинополя влиятельный православный монах Филофей Псковский провозгласил Москву "третьим Римом ? а четвертому не бывать". Это изречение служило своего рода национальной идеей до тех пор, пока в девятнадцатом веке царь Николай Первый не заменил его триадой "Православие, Самодержавие, Народность". Как национальная идея, это звучало неплохо, но туманность фразы позволила графу Александру Бенкендорфу, главе секретной полиции, издавать проясняющее руководство: "Прошлое России удивительно, настоящее более чем превосходно, что касается будущего, оно грандиознее, чем может себе представить самой безумное воображение; такова точка отсчета для изучения и написания российской истории".

Формула Николая Первого оказалась живучей и была перенята хитрым коммунистическим идеологом по имени Иосиф Сталин. Он естественно модифицировал лозунг, заменив Православие Марксизмом, а самодержавие ? железной властью лидера. (Народность осталась). Сталин также стал первым российским руководителем, который сделал спорт идеологическим оружием, чем?то вроде опиума для народа. Бессчетные фотографии счастливых колонн молодых мускулистых атлетов, марширующих под его отеческим взором, стали символом целой эпохи обмана и иллюзий.

Продвигая спорт, советские власти были явно больше заинтересованы в победе на международных соревнованиях, чем в повышении стандартов общественного здоровья. Бессчисленные миллионы рублей были потрачены на создание надежной, спонсируемой государством спортивной машины. Задача печь чемпионов мира как блины была в целом выполнена, но дорогой ценой. Внимание и ресурсы переключились на подготовку супер?атлетов, в результате страдала массовая физкультура. В конце эпохи Леонида Брежнева к понятию физического здоровья относились с цинизмом. В сатирической песне "Утренняя гимнастика" популярный бард Владимир Высоцкий саркастически призывает: "Разговаривать не надо, наклоняйтесь до упаду, и не будьте мрачными и хмурыми".

Крах Советского Союза в 1991 г. привел к паданию гигантской фабрики национального спорта, а спортивная форма обычных россиян пришла в полный упадок. По оценкам Путина лишь каждый десятый россиянин в настоящее время занимается спортом или физкультурой. Это без сомнения плохо не только для физического, но и для душевного здоровья нации.

Поэтому Путин, мастер дзюдо и поклонник лыж, призвал укреплять форму России. Это поможет не только вдохнуть в страну новую энергию, чего, по всей видимости, хочет Путин, но и найти новую национальную идею. После развала коммунизма российские исследователи посвятили много времени разработке объединяющего лозунга, пока без успеха. Как насчет "Народность, Свободное предпринимательство, Физкультура"? Мне кажется, отлично.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru