Раньше на Балканах действовало "золотое правило" - конфликты каждый раз разгорались по весне, когда сходил снег. Зимой же зачинщики беспорядков предпочитали отсиживаться по домам. Боевики тоже не любят мерзнуть.
И поэтому демонстрантов, которые в субботу прошли по улицам косовской столицы Приштине, протестуя против присутствия ООН, а также плана по Косово, предложенного спецпредставителем ООН Ахтисаари, было бы гораздо меньше, если бы Косово поле было сковано морозом. А в субботу около 3 тыс. человек вышли на улицы города, чтобы выступить за безоговорочную независимость своей родины. Двое из них скончались от травм, полученных ими, по всей вероятности, в результате столкновений с полицией ООН, которые произошли в провинции. Это принесет международным посредникам новые проблемы. Поскольку церемонии захоронения двоих погибших превратятся в политические демонстрации.
Молодые косовары идут за Курти
В понедельник все были заняты только осмыслением произошедшего в субботу. В связи со столкновениями ушел в отставку министр внутренних дел Косово Фатмир Реджепи. "Я чувствую моральную ответственность за то, что произошло 10 февраля", - заявил он. А представители полиции ООН сообщили, что провели обыски в квартирах зачинщиков беспорядков, в результате чего удалось задержать троих подозреваемых.
Уже в конце недели был арестован инициатор демонстрации - мужчина, которому около 30 лет, чье имя упоминается каждый раз, когда сообщается о беспорядках в Косово: Альбин Курти. Этот человек еще в юности стал политическим агитатором албанской "Освободительной армии Косово" (UÇK). Во времена правления Слободана Милошевича он был приговорен к 15 годам тюрьмы из-за угрозы, которую организация якобы представляла для территориальной целостности Югославии. После свержения сербского диктатора новые власти Белграда выпустили его на свободу.
Сегодня Курти с непримиримостью выступает против таких бывших лидеров повстанцев, как премьер-министр Чеку. У Курти нет реальной власти, и поэтому он публично может рискнуть сказать то, о чем другие могут только думать. "Никаких переговоров - только право на самоопределение" - так звучит его самый известный лозунг. "Самоопределение" (Vetevendosje) - это название носит и движение, в которое входят преимущественно молодые косовары, бесспорным лидером которых является Курти. Курти собирает демонстрации не только против переговоров о будущем статусе Косово, но и призывает к бойкоту сербских товаров. Он так же выступает и против децентрализации, которая даст сербскому меньшинству возможность самоуправления в анклаве. "Децентрализация - это разделение, это война", - звучит другой лозунг Курти.
Что кроется за далекими от реальности требованиями?
Курти достаточно умен и не может не знать, что его требования далеки от реальности и в какой-то степени даже вредят стремлениям к независимости косовских албанцев. Скорее всего, он хочет заявить о своих особо радикальных позициях для времени, которое настанет после независимости - когда косовские албанцы будут выбирать себе нового лидера.
При этом ему идет на пользу то, что его анализ происходящего в глазах многих косовских албанцев совпадает с действительностью. Так, вполне логично он говорит, что местные политики всегда готовы идти на компромисс и вторят высказываниям политиков всего мира по поводу "многоэтнической демократии". Временную администрацию ООН Unmik Курти называет неоколонизаторским режимом, которая только имитирует демократию в Косово. Никем не проверяемые "колонизаторы" ООН из-за своих слишком больших жалований стали непосильной обузой для своих стран, чьи налогоплательщики должны оплачивать это неэффективное войско западных "умников", разъезжающих на белых джипах по Приштине.
У вас нет шансов
Прежде всего в душах молодых людей подобные высказывания обретают благодатную почву. Многие сторонники Курти на 10 лет моложе его самого. Они уже успели увидеть, как зарождаются и умирают иллюзии. Так, когда Милошевич пришел к власти в Белграде, на свет появилось "поколение Курти". Изоляция, насилие и государство, которое не интересовали их судьбы, - все это определяло их детство и юность. Когда члены UÇK взяли в руки оружие, они были еще слишком юны, чтобы присоединиться к борьбе. После того как в 1999 году в Косово вошли силы НАТО, они увидели, как уважаемые бойцы UÇK часто становились жестокими дельцами, которые чинили беспредел в своих деревнях и городах. А когда они окончили школу, то рынок труда не смог предложить многим из них достойной стабильной работы. Политики рассказывали им, что все изменится к лучшему только тогда, когда Косово станет независимым. А представители ООН из Германии, или Пакистана, или Кении внушали им, что Косово только тогда станет независимым, когда будет отвечать демократическим стандартам. Суть обеих мыслей была одной: у вас нет шансов.
Чеку, Харадинай и другие влиятельные лица предупреждали его, что он подвергает опасности возможность обретения Косово независимости, когда организует в неподходящее время беспорядки. Возможно также и то, что старые друзья Курти по оружию, а также подрывающие деятельность движения ветераны UÇK в эти дни при помощи довольно жестких мер - которые, как и многое происходящее в Косово, останутся вне поля зрения мирового сообщества - смогут дисциплинировать лидера "Самоопределения". В их руках сосредоточены важные инструменты, поскольку тот, кто выходит из-под защиты клана, сразу объявляется в Косово "вне закона". Не существует социальной сети, в которую мог бы попасть выпавший из патриархальной структуры. Но в будущем в Косово непременно будут действовать такие люди, как Курти.