"Это хороший договор, который может убедить и Тегеран начать серьезные переговоры". Когда Лоуренс Корб был заместителем главы Пентагона при президенте Рейгане, он обсуждал с представителями СССР вопросы разоружения. После этого он работал с демократами в исследовательском центре Center for American Progress, был советником по военным вопросам у Керри в 2004 году, а в преддверии 2008 года будет работать со следующим кандидатом на пост президента.
- Почему это хороший договор?
- Он останавливает ядерные программы Пхеньяна.
- А почему Ким Чин Ир должен его выполнять?
- У него всего лишь одна атомная бомба против 6000 американских: на что он может надеяться? Кроме того, он задел своих китайских союзников, которые в настоящее время пытаются стать супердержавой и не хотят нестабильности, спровоцированной северокорейской ядерной программой. И Ким Чин Иру пришлось обменять свою бомбу на хороший экономический договор.
- Критики говорят, что он "слишком хороший", а это может подтолкнуть другие страны попытаться встать на путь обладания атомной бомбой в качестве инструмента шантажа.
- Но то же самое можно было говорить об Индии и Пакистане, с которыми мы заключили договоры, приняв как факт наличие у них атомного оружия. Разоружение вовсе не игра с нулевым счетом: когда мы подписали в Хельсинки договор с СССР, нас постоянно критиковали за то, что мы оставили им больше ракет, но потом, как мне кажется, победа осталась за нами. Для Америки, принимая во внимание нынешние трудности с Ираком, Ираном и Афганистаном, теперь важна и Россия, для нейтрализации северокорейской атомной бомбы.
- Но Пхеньян все же нарушил договор от 1994 года?
- Это соглашение позволило нам выиграть 10 лет. Нет безупречных договоров: этот, подписанный Кимом, будет действовать пять лет, а потом мы опять поговорим.
- Бывший посол США в ООН Болтон говорит, что результат неудовлетворительный.
- Если бы он и неоконсерваторы были в Белом доме во время холодной войны, они бы вообще разъединили красную линию с Кремлем. Благодаря переговорам победу в холодной войне одержали все же мы.
- По мнению неоконсерваторов, этот договор идет вразрез с доктриной Буша о распространении свободы и демократии, потому что Ким Чин Ир остается на своем посту.
- Но от доктрины Буша уже давно отказался сам Буш, ибо она не функционирует. Стратегическая ошибка в Ираке всех вернула к реализму.
- Следовательно, переговоры с Ираном вести следует?
- Безусловно.
- Каким образом этот договор повлияет на Тегеран?
- Одинаковых ситуаций не бывает, но некоторых лидеров может посетить мысль, что и они могут обсудить вопрос о выгодном пакете соглашений. Возможно, иранцы сначала продвинутся чуть дальше со своей ядерной программой, потому что они находятся немного позади Северной Кореи, но потом они будут заинтересованы в переговорах.