После трех лет переговоров Пхеньян наконец-то согласился на постепенное свертывание своей ядерной программы. Но Патрик Кёльнер, эксперт по Северной Корее, считает, что радоваться рано. Ядерный потенциал коммунистической страны по-прежнему представляет собой большую опасность. Интервью
- Господин Кёльнер, насколько серьезно нужно отнестись к консенсусу, достигнутому на переговорах в Пекине? Можно ли доверять северным корейцам?
- Правительство в Пхеньяне очень заинтересовано в поставках энергоносителей и продуктов. Поэтому режим согласится с требованием о замораживании своей программы по производству оружейного плутония. Однако я предостерегаю от слишком большого оптимизма: путь к окончательному решению ядерного вопроса долог.
- Какие подводные камни могут встретиться на этом пути? Полтора года назад, казалось, тоже был найден консенсус, но вскоре США и Северная Корея стали спорить, как следует трактовать их совместную декларацию...
- Тогда была допущена ошибка. Нужно было ограничиться ядерной программой, а не включать дополнительно в повестку дня такие темы, как распространение фальшивых денег, отмывание грязных денег и другие нелегальные акции, в которых упрекают Северную Корею. Отсюда взаимное раздражение Вашингтона и Северной Кореи, которое помешало воплощению в жизнь их совместной декларации по свертыванию северокорейской ядерной программы.
- На какую ошибку американцы не имеют права сейчас?
- Речь должна идти только о том, чтобы у Северной Кореи больше не было никакого атомного оружия, то есть о свертывании ядерной программы. Если снова распыляться, как это было в 2005 году, то Северная Корея продолжит производить оружейный плутоний, усиливая угрозу для региона. Речь должна вестись исключительно о замораживании ядерной программы, чтобы на следующих этапах достичь окончательного решения вопроса. Ядерная программа Северной Кореи по-прежнему представляет собой большую опасность.
- Достаточно ли послать в страну инспекторов ООН?
- Инспекторы ООН - это только часть более широкого многоэтапного плана. Шаг за шагом нужно добиваться заключения мирного договора между Северной Кореей и США и нормализации двусторонних отношений. Это имеет для Пхеньяна стратегическое значение.
- Можно ли вообще осуществлять контроль над ядерной программой?
- Без этого просто нельзя обойтись. Нужно инспектировать не только известные ядерные объекты, как например, в Йонбене, но также проводить неожиданные проверки в других местах, где предполагается активная деятельность. В Северной Корее многое делается под землей. И возможность обмана здесь очень большая.
- Создалось впечатление, что на переговорах торговля вокруг гуманитарных поставок шла как на базаре. Северная Корея выдвигала такие высокие требования, потому что она чувствует себя уверенной после успешного испытания атомной бомбы?
- Требование о поставке миллиона тонн сырой нефти в случае замораживания программы по производству оружейного плутония - это действительно новость. Северная Корея добилась своего, но США пошли на это стиснув зубы. Однако надо заметить, что после ноябрьских выборов в конгресс и смены руководства в американском министерстве обороны, а также в других ведомствах, похоже, в Вашингтоне возросла готовность идти навстречу Северной Корее.
- Какова роль в переговорах России и Китая?
- Влияние России ограниченное. Более важную роль играет Китай, который за кулисами может оказывать давление на Пхеньян. Однако Пекин уже не раз сталкивался с тем, что прямое внешнее давление не оказывает воздействия на лояльность северных корейцев.
- Действительно ли Северная Корея так сильно зависит от зарубежной гуманитарной помощи?
- Она крайне зависима от импорта энергоносителей. Ее электрические сети находятся в плачевном состоянии, потери при передаче столь дефицитной электроэнергии огромны. Без технической помощи и поставок из-за рубежа режим не может полностью обеспечить страну электроэнергией.