То, что президент России Владимир Путин на международной конференции по безопасности в Мюнхене обдал Соединенные Штаты холодной водой, не должно удивлять. Ведь раньше подобные вещи говорил и сам Путин, и ряд его высокопоставленных представителей, в том числе министр обороны и вероятный наследник Сергей Иванов, а также начальник Генерального штаба генерал Юрий Балуевский.
Список претензий Путина к Соединенным Штатам обширен. Основная их суть в том, что американская "сверхдержава" проводит одностороннюю внешнюю, оборонную, культурную и экономическую политику, пренебрегает международным правом и игнорирует ООН (где Россия обладает правом вето). Президент Франции Жак Ширак мог бы гордиться. Но Россия в своей оппозиции заходит гораздо дальше.
Путин обвинил США в том, что они подводят НАТО к российским границам и размещают по "пять тысяч штыков" на передовых базах в Румынии и Болгарии. Он обрушился на планы по созданию американских противоракетных баз в Центральной Европе, которые, вероятно, разместятся в Польше или Чехии. Путин заявил, что цель противоракетной системы - лишить Россию возможности нанести ответный ядерный удар - это дестабилизирует российскую ядерную систему.
Затем он обвинил Вашингтон в невыполнении обязательств по договорам о ядерном разоружении и попытках скрыть сотни ядерных боеприпасов на складах, "под одеялом" и "под подушкой".
В риторическом запале Путин обвинил политику США в провале ядерного нераспространения, оправдав стремление Северной Кореи и Ирана создать оружие массового уничтожения.
Путин устроил разнос странам, входящим в НАТО, за отказ ратифицировать Договор об обычных вооруженных силах в Европе и подверг критике Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе за продвижение демократии и недовольство состоянием прав человека в России.
Многие российские и западные эксперты считают речь Путина объявлением новой холодной войны. В основе этих выпадов - множество причин, как российских, так и международных. Эти причины добавляют новые штрихи к картине того, что Россия добивается стратегического паритета с Соединенными Штатами и вырабатывает национальное самосознание в противовес Западу.
В самой России после нескольких лет все более усиливающейся антиамериканской и антизападной пропаганды в правительственных и националистических СМИ появилось поколение россиян, склонных к национальному чванству и отвергающих либеральные ценности. В ходе недавнего опроса 60% респондентов поддержали лозунг "Россия для русских". Непрекращающаяся националистическая и антиамериканская промывка мозгов стала мостом, который соединил советский державный шовинизм с новой русской агрессивностью.
Идея о "вражеской Америке" подчеркивает легитимность нынешнего режима, который возглавляют в основном офицеры КГБ, предстающие в образе защитников матушки-России. Эта же идея препятствует полному включению России в глобальное экономическое и политическое сообщество. Об этом говорил в своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2007 года еще один "вероятный наследник" - вице-премьер Дмитрий Медведев.
Россия планирует в ближайшие пять лет потратить 189 млрд долларов на ускоренную модернизацию армии. 8 февраля министр обороны Сергей Иванов объявил о программе, которая включает строительство новых ядерных подлодок, авианосцев, сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков ТУ-160, разработку пятого поколения реактивных истребителей. Очевидно, что данная программа нацелена на создание противовеса военной мощи США, а не на борьбу с террористами в горах Кавказа. Соединенные Штаты нужны России как "glavny protivnik" - основной враг.
Кроме того, Россия пытается подмять под себя оружейные рынки сбыта, особенно в государствах-изгоях и подобных им странах. Россия - основной поставщик вооружений в Китай и Иран. Несмотря на возражения США, она подписала контракт на 3 млрд долларов с Венесуэлой Уго Чавеса, одновременно обхаживая ближневосточных покупателей.
Россия с удовольствием играет на арабском и мусульманском уличном антиамериканизме. Она радуется любым признакам, показывающим, что США испытывают серьезные трудности в Ираке, не имеют стратегического доминирования в Персидском заливе и на Ближнем Востоке. Москва вернулась в самый важный с точки зрения энергии регион мира - и на этот раз она намерена взять реванш. Не случайно речь Путина была произнесена перед его историческим визитом в Саудовскую Аравию, где прежде ни российские, ни советские лидеры не бывали, а также в Катар и Иорданию, которые считаются союзниками США на Ближнем Востоке.
С точки зрения Вашингтона, худшего времени для выступления Путина быть не могло. Судьба Ирака висит в воздухе, Иран продолжает агрессивные действия, шансы на помощь России в борьбе с ядерными амбициями Тегерана тают. Россия не согласилась оказать необходимый нажим на Иран во время переговоров по резолюции Совета Безопасности ООН 1737 в декабре 2006 года, может отказаться сделать это и спустя несколько недель, когда Совбез вновь обратится к иранскому досье.
Российская риторика основана не только на военной, но также на экономической мощи. Путин публично одобрил идею руководителя Ирана аятоллы Али Хаменеи о создании газового картеля наподобие ОПЕК. Появится ли подобное объединение и превратится ли оно затем в военный альянс, покажет время.
Разговоры о новой холодной войне - это, пожалуй, чрезмерное упрощение новой глобальной мировой системы. Очевидно, что первоначальный период гладких отношений после краха коммунизма закончился окончательно и бесповоротно. Теперь предстоит пересмотреть эти взаимоотношения с реалистичных позиций.
Соединенным Штатам следует избегать словесной полемики с Москвой. Действиями, а не словами можно показать Кремлю, что США и их союзники не поддались угрозам, однако не заинтересованы в возобновлении вражды.
Соединенные Штаты должны продолжить сотрудничество с Россией в тех вопросах и областях, в которых есть точки соприкосновения: в энергетике, нераспространении ядерного оружия и космической отрасли.
Наступило время наводить мосты с возможными союзниками русских, чтобы не допустить создания антиамериканских блоков. Кроме того, США должны обратиться к своим традиционным союзникам в Европе и в мире, чтобы те признали изменение стратегического баланса в Восточном полушарии и активнее действовали в интересах взаимной обороны, координировали энергетическую политику и действия потребителей по обеспечению энергетической безопасности.
Вряд ли это конец истории. Скорее, продолжение давней и непростой игры.