Большую часть рейтингов газеты составляют по результатам голосования простых читателей. Но нынешний список, связанный с искусством, составили гораздо более сомнительные и изворотливые типы - те, кто зарабатывает на жизнь кражей картин.
Топ-10 художников, чьи полотна чаще всего привлекают воров, составила на основе данных о похищенных картинах лондонская организация Art Loss Register. В ее рейтинг вошли лишь отборные мастера - от Пикассо, занявшего 1-е место, до Маттиса, которому досталось 10-е. На 2-м месте - Миро, на 3-м - Шагал, на 4-м - Дали, на 5-м - Ренуар, на 6-м - Дюрер, на 7-м - Рембрандт. 8-е место занял Уорхол, а 9-е - Рубенс. Ни один из французов, чьи работы на этой неделе были похищены вооруженными людьми из швейцарского музея, в десятку не попал: Дега досталось лишь 15-е место, а Сезанну - 25-е. Почему же искушение украсть Пикассо оказывается гораздо выше, чем стремление заполучить картины таких несомненно великих и популярных живописцев?
Как известно, Пикассо за свою долгую жизнь успел продуктивно поработать во множестве техник, в том числе с гравюрами. Отсюда и огромное число его работ, значащихся в списке Art Loss Register, - 572. Что же касается Дали, занявшего 4-е место с 275 утраченными полотнами, то в последние годы жизни он подписывал любые произведения.
Но даже при учете соотношения "количество-качество" эти имена позволяют кое-что понять о предпочтениях преступников. Эта воровская галерея напоминает мне первые цветные книги по искусству, которые я читал еще в детстве, первые мои походы в музеи. При взгляде на данный список я сразу вспоминаю студенческие плакаты с репродукциями Пикассо, Миро и Дали, вспоминаю "суповую банку" Уорхола в нашей "домашней энциклопедии" 1970-х годов.
Короче говоря, все эти художники - те, чьи имена мы вспоминаем без малейшего труда. Даже Рубенса я помню еще по старой детской книжке "Великие художники". Это не просто мастера высшей категории - это часть современного фольклора, чью значимость в искусстве приравнивают к славе, а стало быть, и к деньгам.
Список достаточно предсказуем, никаких сюрпризов в нем нет, ведь кража предметов искусства - самое банальное из преступлений. Люди, ворующие картины, вовсе не грациозные взломщики в стиле злодеев из фильмов о Бонде, которые проникают в тайные коллекции. Искусство их не интересует, и это заметно. Если верить романам Патриции Хайсмит о мистере Рипли, то для воровства картин нужно обладать вкусом и воображением. Безусловно, в "десятку" Тома Рипли вошли бы и не столь известные мастера, например, итальянцы Гвидо Рении или Помпео Батони. А в реальном мире вооруженные преступники просто приходят в какую-нибудь галерею ближе к закрытию - и мир теряет очередную частичку красоты.
10 художников, чьи работы крадут активнее всего:
1. Пабло Пикассо
2. Жоан Миро
3. Марк Шагал
4. Сальвадор Дали
5. Огюст Ренуар
6. Альбрехт Дюрер
7. Рембрандт ван Рейн
8. Энди Уорхол
9. Петер Рубенс
10. Анри Матисс
Также по теме:
Их нельзя продать: за кражей стоит тень русской мафии (La Stampa)