Незадолго до своей смерти он сказал: "У меня 120 телохранителей, но я знаю, что этого недостаточно. Я нигде не чувствую себя в безопасности". Его смерти желали, по меньшей мере, два президента, его голову требовали две прокуратуры, со списком обвинений, который начинался с организации государственного переворота и заканчивался уклонением от отбывания наказания. Бадри Патаркацишвили, лучший друг Бориса Березовского, умер во вторник в своей усадьбе за 10 миллионов фунтов стерлингов в Лизерхеде, графство Суррей, на 52-м году жизни от сердечного приступа, что сразу же вызывало подозрения у Скотланд-Ярда, приступившего к расследованию.
Его друзья говорят, что он не был болен, даже если в последние дни жаловался на острую боль в груди. Коронер исследует его тело еще и потому, что после отравления полонием Александра Литвиненко смерть в Великобритании богатого русского, которого из политических соображений ненавидит Путин, вызывает подозрения. Особенно, если речь зашла о Патаркацишвили, который в Москве при Ельцине тайно и жестко проводил в жизнь интриги Березовского, а в Тбилиси из замка, похожего на собор (перестроенный для олигарха из дворца церемоний и бракосочетаний, поскольку на завершение строительства у властей не хватило денег), управлял, как утверждают многие, всей республикой до того момента, как ему пришлось бежать их страны несколько недель назад. Президент Михаил Саакашвили обвинил его в подготовке покушения на себя.
Это персонаж, неизвестный широкой публике, но слишком знакомый тем, кто имеет вес в Москве и Тбилиси. Если речь идет об убийстве, то кандидатов на роль заказчика слишком много. Знаменитые седые усы Бадри - в Москве его чаще звали Бадри по причине труднопроизносимой фамилии - начали возбуждать ненависть после того, как команда Березовского (в которой грузин был администратором, отвечавшим также за государственное телевидение, организовывавшее пропаганду) восстала против Путина, но совсем недавно он впал в немилость и в Тбилиси. Саакашвили - которому Бадри помог прийти к власти - обвинил его, используя в качестве доказательства тайную съемку, в попытке купить полицию, которая по приказу президента в ноябре прошлого года разгоняла манифестации оппозиции, с помощью 100 млн долларов, предложенных министру для того, чтобы полиция "перешла на сторону народа".
Один бывший союзник грузинского лидера заявил, что Саакашвили просил его убить Патаркацишвили, но потом отказался от сказанного. Несколько дней назад появилась очередная пленка с перехватом разговоров, где высокопоставленный чиновник из грузинского министерства внутренних дел жаловался чеченскому полевому командиру Уваису Ахмадову, что Бадри является "политической проблемой", и, хотя Тбилиси против "убийства за рубежом", этот человек должен "исчезнуть, с охраной, со всем вместе".
А секретов у Бадри - миллиардера-предпринимателя, интересы которого распространялись от автомобилестроения до нефтепроводов, от авиакомпаний до СМИ, политика, авантюриста, но, самое главное, "кингмейкера" президентов, имелось слишком много. За несколько дней до смерти Патаркацишвили о его существовании вспомнил, между прочим, и Путин - разумеется, без светлой печали. В одной грузинской газете, Alia, появилась стенограмма перехвата разговора, на этот раз Бадри и главы "специального департамента" министерства внутренних дел Грузии, и в ходе этой беседы Бадри сделал поразительное признание: "Это я привел Путина в политику. Он работал в Петербурге, обеспечивал прикрытие моих дел, носил грязный костюм зеленоватого цвета и звонил мне по два раза в день, просил, чтобы я перевел его в Москву". Эту операцию могущественный в то время Бадри выполнил без всяких проблем и каждый день за обедом видел Путина: "У нас были нормальные отношения, и в конце концов на него обратил внимание Березовский". Завершение истории: глава спецслужб, премьер, президент. "Даже знаменитая фраза "Мы будем мочить террористов в сортире" была произнесена Березовским", - признался Бадри.
Таких откровений за две недели до президентских выборов и до передачи власти в Кремле Путин "не простит", писала газета "Коммерсант", которая раньше принадлежала Бадри. Напоминать о темном происхождении власти в Кремле, родившейся 8 лет назад в результате войны в Чечне и козней "семьи" Ельцина, которого уже следовало сдавать в утиль, было опасной игрой, кто бы ее ни затеял: друг Бадри, при помощи которого можно было задеть Путина; враг Бадри, желавший, чтобы его мог прижать Путин; или кто-либо другой, которому не было дела до Бадри, но который хотел спровоцировать гнев Путина в отношении грузина. Сомнения и гипотезы - дело нормальное, когда имеешь дело изощренным миром олигархов, к которому принадлежал, родившийся в семье грузинских евреев и поднявшийся от инженера фабрики промышленных тканей "Советская Грузия" до сфер, где он чередовал переговоры по приобретению "Вест Хэм" (он уже был владельцем тбилисского "Динамо") со взятками по 100 млн долларов коррумпированным министрам, делами в Мердоком (которому он продал свой "боевой" телеканал "Имеди" после того, как в здание редакции ворвалась полиция Саакашвили), с предполагаемой дружбой с Отари Квантришвили, "московским крестным отцом", который был убит снайпером в результате самого загадочного в российской истории покушения.
Он мог выставлять свою кандидатуру на пост президента Грузии, вести переговоры с чеченскими повстанцами, быть магнатом либеральных СМИ и предоставлять убежище беглым агентам КГБ (Александр Литвиненко прятался у него, сбежав из России, а Андрей Луговой, предполагаемый убийца Литвиненко, был его другом и телохранителем), спонсировать "революцию роз" и коллекционировать записи телефонных разговоров. Почти книжный персонаж - немудрено, что его друг Юлий Дубов превратил его в Ларри, одного из главных действующих лиц культового произведения "Большая пайка", по которому был снят фильм "Олигарх", и Бадри с удовольствием смотрел на себя на большом экране в исполнении Левани Учанеишвили. Некоторые ждали продолжения о новых похождениях Ларри, но на лондонской сцене оказался разыгран триллер о его смерти.