Есть заснеженный пейзаж на закате Клода Моне, волнующий портрет подростка Эжена Делакруа, написанный сразу же после "Свободы на баррикадах", вид города сверху, который Эгон Шиле хочет показать в необычном ракурсе, как и своих знаменитых обнаженных. А еще Жан-Огюст-Доминик Энгр, Мане, Сёра, Морис Утрилло - 53 картины, захваченных нацистской армией из салонов французских зажиточных евреев во время Второй мировой и выставленных впервые. 19 февраля Israel Museum в Иерусалиме открывает выставку, получившую название Looking for Owners, "Разыскиваются владельцы". Экспозиция откровенно "сиротская", как и история многих произведений искусства, похищенных в тот период, на возвращении которых никто не настаивал. Выставка будет открыта до 3 июня 2008 года, и наследники могут предъявлять свои права до этой даты.
В период с начала 1940-х до 1944 года из Франции в Германию были вывезены 100 тысяч предметов искусства, принадлежавших частным коллекционерам, драгоценные трофеи этой тотальной этнической чистки, запланированной гитлеровскими иерархами, в которой не делались исключения в отношении культурных ценностей. После войны Центр Визенталя сумел отыскать 60 тысяч картин, из которых 2 тысячи так и не нашли хозяев, они внесены в каталоги и хранятся в сейфах Musées Nationaux Récupération (MNR), в филиале French National Museums, национальной ассоциации французских музеев. В 1997 году бывший в то время премьер-министром Алэн Жюппе создал специальный комитет, Mattéoli Commission, который должен был продолжить процесс поиска и возвращения предметов искусства, и очень часто все заканчивалось тем, что фамилии владельцев находили в списке жертв Холокоста.
"Наша выставка должна внести вклад в заполнение открытой главы истории того периода. Холокост - это общее наследие, но в нем остается еще слишком много белых страниц", - говорит Джеймс Шнайдер, директор Israel Museum. В 1938 году фюрер, уже готовый к мировому конфликту, выразил желание превратить свой родной город Линц в художественную столицу "третьего рейха" - операция, которая потребовала организации широкомасштабного грабежа на территории половины Европы и более изощренных приемов, в отличие от тех, что применили "Арсены Люпены", обчистившие пару дней назад E.G. Buhrle Collection в Цюрихе. С этой целью команда преданных фюреру экспертов тайно составила список арийских художников и скульпторов, выставлявшихся за рубежом, и мрачным альтер эго стал список художников-вырожденцев, таких как Отто Дикс, Пауль Клее, Василий Кандинский: немцев по паспорту, но не по крови. Согласно пропаганде Геббельса, менее чем за 10 лет все "германские" шедевры, захваченные в ходе войны у законных владельцев, должны были вернуться домой, чтобы отпраздновать "триумф высшей расы". История через книги рассказывает, чем завершилась эта гонка, а искусство начинает рассказывать об этом через картины.
Поэтому речь идет не только о 53 полотнах из экспозиции Looking for Owners, о части наследия в сотни миллионов долларов. Рядом с основной экспозицией Israel Museum разместил и свою коллекцию воспоминаний Orphaned Art: Looted art from Holocaust in the Israel Museum, 1200 различных предметов, репродукции произведений XVIII века, детские рисунки, школьные учебники, книги по истории, простые предметы повседневного обихода, как например, жестяная коробочка для пастилок от головной боли, но и оригинальные полотна Марка Шагала, Альфреда Сисли, Андре Дерена, наброски, сделанные пером, Морица Оппенгеймера и серебряная солонка из застекленного шкафа аристократического салона Нюрнберга 1626 года. Своего рода общий семейный альбом, полный черных дыр, который в то же время можно назвать work-in-progress - частично выполненной работой: каждый предмет внесен в каталог, размещенный в интернете (www.imj.org.il/Imagine/irso/index.asp), таким образом рано или поздно старый владелец, его внуки или другие наследники могут узнать свою вещь и попросить вернуть ее.
"Мы отобрали для экспозиции 50 лучших произведений, мы работали над этим более четырех лет", - говорит куратор иерусалимского филиала Шломит Штейнберг. "Многие предметы были привезены в Израиль в плачевном виде, найденные старьевщиками в хранилищах, брошенных десятилетия назад". После окончания войны тысячи произведений еврейского искусства были обнаружены в подвалах дворцов рейха, от Берлина до Мюнхена, сложенные вместе с фарфоровыми столовыми сервизами, серебряными канделябрами на семь свечей, старинной мебелью, изъеденной молью. Все они были переданы Jewish Restitution Successor Organization (JRSO), которая несет за них ответственность. В начале 1950-х годов произведения, лишившиеся хозяев, были переданы дирекции Bezalel National Museum Иерусалима, который в 1965 году стал Israel Museum - храмом памяти, не менее важным, чем мемориальный центр "Яд Вашем".